С 1 сентября
в силу вступает административный регламент, прописывающий взаимоотношения
инспекторов ДПС и водителей. ГИБДД Челябинской области собрала
пресс-конференцию, чтобы объяснить, какие перемены нас ждут. Начальник
отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания регионального УГИБДД
Максим Куляшов развеял все слухи и домыслы. В сухом остатке оказалось, мы
были абсолютно правы, предполагая, что новый регламент ГИБДД – просто формальность.
О
«неприкосновенных»
«Административный
регламент можно назвать сводом всех нормативных документов, которые
регламентируют поведение сотрудников ГИБДД и участников дорожного движения, –
расставляет все точки над «i» Максим Куляшов. – Регламент предельно подробен,
но ничего кардинально нового не вводит».
Выяснилось,
что самый обсуждаемый пункт нового документа – возможность отстранения от права
управления лиц с «иммунитетом» – отнюдь не новшество. Оказывается, и раньше
инспектор ДПС, заподозрив опьянение у депутата, судьи или прокурорского
работника, обязан был отправить его на медосвидетельствование и в случае
подтверждения оформить административный материал. Разница лишь в том, что
документы на лишение водительских прав не сразу уходят в суд, а сначала
направляются прокурору области или председателю областного суда (в зависимости
от статуса нарушителя) для оценки обоснованности возбуждения административного
дела. Если материалы составлены без нарушений, то дело уходит на рассмотрение в
суд.
«Все это было
прописано в различных документах и прежде, сейчас просто внесли в новый
регламент, – объяснит Максим Куляшов. – Наши инспектора ДПС отстраняли от
управления и судей, и прокурорских работников. Такие случаи не массовы,
конечно, но есть».
Однако нам
все-таки кажется, что Максим Николаевич слегка лукавит, бодро рапортуя о
проделанной в этом направлении работе. Вряд ли все инспектора обладают
достаточной профессиональной дерзостью, чтобы перечить «неприкосновенным».
Буквально месяц назад, когда мы были в рейде с экипажем спецбатальона ДПС –
между прочим, элитой дорожно-патрульной службы, инспектора признавались, что
ничего не могут сделать с водителями, обладающими «иммунитетом». «Они нам через
стекло показывают свои удостоверения, и мы, отдав честь, вынуждены их
отпускать, даже если видим, что неплохо бы его проверить на состояние
алкогольного опьянения, – сетовал один из инспекторов. – Был случай, когда
солидный с виду мужик приопустил стекло и заявил, мол, не для того я
депутатские корочки получал, чтобы меня всякий на дороге тормозил».
Кстати, с 1
сентября инспектора ДПС могут не отдавать честь водителям. Регламент делает эту
процедуру необязательной. На наш взгляд, это правильно, поскольку, во-первых,
автомобилисты – это гражданские лица, а во-вторых, согласитесь, по меньшей мере
странно отдавать честь пьяному вдрызг водителю.
Штраф по
секундомеру
В
административном регламенте теперь прописана возможность ведения видеозаписи
как водителем, так и инспектором с момента остановки автомобиля. Запрета на
видеосъемку не было и раньше, но сейчас это обозначили, чтобы не возникало
вопросов. Перестраховались, так сказать. Водитель может использовать сделанную
видеозапись в качестве аргумента в суде или при обжаловании каких-либо действий
инспектора. Ограничения на видеозапись сотрудники ГИБДД могут наложить в
случае, если съемка ведется на особо охраняемом объекте, в зоне, куда требуется
пропуск (например, ЗАТО), либо при проведении спецмероприятий, например, по
сопровождению лиц, охраняемых государством.
А вот интересующий
многих вопрос, может ли водитель не выходить из автомобиля для стандартного
оформления протокола за нарушение (речь не идет о необходимости осмотра,
досмотра, сверки номеров и так далее), в регламенте наоборот обозначен весьма
расплывчато. В документе говорится, что «сотрудник вправе предложить участнику
дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное
помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных
документов».
То есть
получается, что инспектор в любой ситуации может заставить водителя выйти из
автомобиля? Я на собственном опыте убедилась, что сотрудники ДПС не гнушаются
подобным способом самоутверждения. Дело было в Учалинском районе Башкирии. На
стационарном посту меня остановили за тонировку. Замерили прибором, нарушение
подтвердилось, говорят: «Пройдемте в помещение, оформим документы». Я ответила,
что подожду в машине. Инспектора отправились в здание КПМ и пропали... Спустя
40 минут мое терпение лопнуло, и я все-таки пошла внутрь. Оказалось, что
доблестные сотрудники ГИБДД там попивают чай в ожидании меня.
«В
регламенте говорится, что инспектор вправе предложить выйти из автомобиля, а
следовательно, водитель может отказаться, – комментирует Максим Куляшов. – Если
инспектор не возвращается к вам с документами на подпись, то он нарушает
регламент, затягивая время проведения необходимой процедуры. Желательно, чтобы
водитель каким-то образом зафиксировал ситуацию, и после этого может смело
жаловаться начальнику подразделения».
Кстати, при
разработке регламента предлагалось прописать четкий хронометраж, обязывая
инспекторов при проведении той или иной процедуры укладываться в конкретный
промежуток времени. Однако эту идею не одобрили, в итоге в утвержденном
регламенте указано, что инспектор обязан завершить процедуру в максимально
короткий срок. Хотя максимально короткий – понятие расплывчатое. С точки зрения
мировой истории полгода не срок.
Настольная
книга
Сейчас все
сотрудники Госавтоинспекции усиленно зубрят объемный документ, состоящий из 272
статей. До 1 сентября каждому инспектору, причем командиры – не исключение,
предстоит сдать зачет на знание административного регламента. Шефы из
областного управления ГИБДД будут лично следить за объективностью приема
экзамена в районных подразделениях.
«Рекомендую
всем участникам дорожного движения так же внимательно изучить новый
административный регламент, – советует Максим Куляшов. – Водители должны знать
правила игры, на сколько и на каких основаниях его могут задерживать, куда
доставлять».
Несмотря на
то, что никаких особых нововведений регламент не вносит, и многочисленные
вопросы и претензии к работе инспекторов вновь остаются неразрешенными,
все-таки этот документ стоит сделать своей настольной книгой. А лучше положить
в бардачок. Голову даю на отсечение, обязательно пригодится. Только, увы,
гложут сомнения, будут ли инспектора ДПС неукоснительно следовать новому
регламенту.