15.4.1.
Проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной
остановки транспортного средства способами, предусмотренными пунктом
7 Правил дорожного движения Российской Федерации и подпунктом 5.1.11
Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*>.
--------------------------------
<*>
Утверждены Приказом Министра транспорта Российской Федерации
от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России
18 декабря 1995 г. N 997).
15.4.2.
Сообщить в дежурную часть строевого подразделения время и место
происшествия, его причины и последствия (техническая неисправность
транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее
его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных
ими травм, наименование опасных грузов, их количество и далее
действовать по указанию дежурного.
15.4.3.
Оказать содействие в ликвидации причин и последствий вынужденной
остановки транспортного средства.
15.4.4.
В случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов перекрыть
движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров
от места происшествия и не допускать к месту происшествия
посторонних лиц.
15.4.5.
Докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении
обстановки на месте происшествия.
(пп.
15.4 введен Приказом МВД РФ от 10.09.2001 N 800)
16.
Работа по розыску транспортных средств
16.1.
Сотрудник ДПС осуществляет работу по розыску угнанных, похищенных
транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись
с мест ДТП, а также раскрытию по «горячим следам» иных преступлений,
связанных с использованием транспортных средств.
16.2.
При несении службы на постах и маршрутах патрулирования
сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке,
цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет
тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер,
номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными
в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации,
техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через
дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся
в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет
по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной
спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных
документов.
16.3.
В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства сотрудник
ДПС немедленно докладывает об этом в дежурную часть строевого
подразделения или органа внутренних дел, принимает меры
к его задержанию и лиц, находящихся в нем. При этом
принимаются все необходимые меры по соблюдению личной безопасности,
безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности
следов, орудий преступления, иных вещественных доказательств.
16.4.
Оформление материалов при задержании разыскиваемых транспортных средств
и лиц, совершивших преступные деяния, а также при обнаружении
признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных
знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных
средствах заводами-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов
регистрационным документам, учетным данным, документов, находящихся
в числе утраченных (похищенных), проводится в соответствии
с нормами уголовно-процессуального законодательства. Собранные первичные
материалы, задержанные лица и транспортные средства передаются
в орган внутренних дел по месту совершения правонарушения.
16.5.
При введении в действие плана неотложных оперативно-поисковых
мероприятий «ПЕРЕХВАТ» ( «ПЕРЕХВАТ-1») наряды ДПС передислоцируются
на заградительные посты и осуществляют проверку проходящих
транспортных средств, сходных по приметам с разыскиваемыми.
17.
Несение службы на стационарных постах
дорожно-патрульной
службы
17.1.
На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных
постах ДПС, возлагается:
17.1.1.
Надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение
преступлений и административных правонарушений, а также осуществление
распорядительно-регулировочной деятельности.
17.1.2.
Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских
документов, транспортно-сопроводительной документации в целях
предупреждения и пресечения преступлений и административных
правонарушений.
17.1.3.
Розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.
17.1.4.
Выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие,
боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества,
а также подозреваемых в совершении иных преступлений.
17.1.5.
Опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения
в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий,
оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах.
17.1.6.
Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке
на ночь в зоне поста.
17.1.7.
Проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских
документов, транспортно-сопроводительной документации, в том числе
по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной
и похищенной спецпродукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных
средств.
18.
Взаимоотношения с участниками дорожного движения
18.1.
Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения
должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении
своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности
в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным,
доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
18.2.
При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции
должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою
должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки
транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив
те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры
по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда
следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре
с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие
и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять
самообладание, отвечать грубостью на грубость.
18.3.
Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного
движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания
ими помех для движения других транспортных средств (необходимость
применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) —
подаваться своевременно.
18.4.
Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти
к ним и в дальнейшем действовать в зависимости
от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники
ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного
средства в следующих случаях:
а)
для устранения технической неисправности транспортного средства или
нарушений правил перевозки грузов;
б)
когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится
в состоянии опьянения;
в)
для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов
и узлов транспортного средства с записями в регистрационных
документах;
г)
для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д)
когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е)
в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении
необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного
движения.
18.5.
Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного
средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются
в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом
сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем,
не раскрывая истинного характера своих намерений.
18.6.
Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность
ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых
они касаются.
18.7.
Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо
давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно
со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения
Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих
в области дорожного движения.
Замечания
нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого
не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же
вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются
с учетом их возраста и уровня развития.
С документами
при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать
в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги
и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы,
приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.
18.8.
При привлечении к административной ответственности за нарушение
Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет
нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях.
(п.
18.8 в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)
18.9.
Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами
к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения
объявленную меру административного воздействия за совершенное
правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций,
претензиях или по требованию участников дорожного движения
он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская
из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок
обжалования своих действий.
18.10.
При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить
из возложенных на них задач по обеспечению безопасности
граждан, защиты их законных прав и интересов.
Сотрудникам
ДПС при несении службы запрещается принимать от участников
дорожного движения материальные ценности.
18.11.
В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие
гражданам:
18.11.1.
В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим
в ДТП и доставления их в лечебные учреждения.
18.11.2.
В защите от противоправных посягательств на их жизнь
и здоровье, а также по охране их собственности.
18.11.3.
В разъяснении специфики поведения и проезда по территории
обслуживаемого маршрута.
18.11.4.
В возможном устранении технических неисправностей транспортных средств
и транспортировке поврежденных транспортных средств.
18.12.
Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры,
имеющими классные чины, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел,
другими должностными лицами определяется действующим законодательством
Российской Федерации, устанавливающим их правовой статус.
19.
Взаимоотношения с иностранными гражданами
и лицами
без гражданства
19.1.
Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами
без гражданства осуществляются на основании законодательства
Российской Федерации и международных соглашений (договоров),
в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного
движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности.
Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены
к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру
лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.
19.2.
При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники
ДПС должны руководствоваться следующим:
19.2.1.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного
передвижения по территории Российской Федерации, за исключением
территорий с регламентированным посещением для них.
19.2.2.
Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся
по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь
при себе:
а)
документы, удостоверяющие личность, — дипломатическую
(консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности,
выдаваемые Министерством иностранных дел Российской Федерации (сотрудники,
административно-технический и обслуживающий персонал иностранных посольств
и консульств, а также сотрудники международных организаций,
аккредитованных при МИД России), заграничный паспорт
с регистрацией в органах внутренних дел, гостиницах или
принимающих организациях, либо разрешение на постоянное
проживание или вид на жительство установленного образца (иностранные
граждане и лица без гражданства, постоянно или временно
проживающие в Российской Федерации);
б)
документы на право управления автомобилем — международное или
национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции
о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в Вене на Конференции
Организации Объединенных Наций по дорожному движению
и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля
1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД,
УВД;
в)
регистрационные документы на транспортное средство, а в случае
ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации —
разрешение таможенных органов;
г)
документы на право пребывания на территории Российской Федерации
и передвижения по районам с регламентированным посещением;
при пребывании на территории Российской Федерации
до 6 месяцев — водительские удостоверения, соответствующие
требованиям Конвенции о дорожном движении или национальные,
с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком
пребывания свыше 6 месяцев — российское национальное водительское
удостоверение; въездную визу (автотуристы, в том числе водители
иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой
в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему
личность (иностранные граждане и лица без гражданства,
постоянно или временно проживающие в Российской Федерации);
разрешение на перевозку груза (иностранные водители грузовых автомобилей).
Примечания.
1. Личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, прибывших
в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат
постановке на учет в таможенных органах Российской Федерации,
а ввозимые на срок более 6 месяцев — регистрируются
в подразделениях ГИБДД с заменой национальных номерных знаков.
2.
Международные водительские удостоверения, а также национальные
водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции
о дорожном движении при наличии заверенного их перевода,
действительны на территории Российской Федерации.