Автовладельцев,
из которых выстроили "живой щит"
на МКАД, наградили грамотами.
В четверг Госдума рассмотрела
скандальную историю с «живым щитом»
на МКАД на специальном заседании.
На него пригласили и главу ГИБДД
Сергея Казанцева.
Также с последними резонансными
ДТП в Москве (столкновение на
Ленинском проспекте, унесшее жизни двух
женщин и операция «Борсетка»,
превратившаяся в операцию «Живой щит»),
решил разобраться и Комитет по транспорту.
Сергей Казанцев объявил о том,
что милиционеров, участвовавших в
организации "живого щита", накажут.
А автовладельцев, чьи железные кони
преградили путь машине грабителей,
побещал отметить грамотами. И еще
отремонтировать их пострадавшие авто.
«Грамоты уже подготовлены, я
их вручу сегодня во второй половине
дня», ― пообещал генерал. И добавил: «И
обязательно будут приняты меры по
ремонту их автомашин».
Напомним,на Московской кольцевой
автодороге, чтобы задержать авто
борсеточников, гаишники остановили
несколько машин. А через несколько минут
их протаранил серебристый «БМВ», в
котором ехали грабители.
1. Сколько людей и машин
пострадало?
По словам Станислава Сутягина,
одного из участников ЧП, в "живом
щите” было больше десяти автомобилей.
Но пока к нему - чтобы сообща
отстаивать интересы, обратился только
один из пострадавших, чья машина была
разбита. Получил ли кто-то травмы -
неизвестно, ведь гаишники вообще не
фиксировали ДТП. Тем не менее, по словам
Станислава Сутягина, среди участников
аварии была беременная женщина,
которую везли в роддом. Пока эта информация
подтверждения не получила.
- Руководство Следственного
комитета поручило следственному
управлению по городу Москве провести
процессуальную проверку в отношении
сотрудников столичного ГИБДД, устроивших
так называемый живой щит
из автомобилей водителей на московской
кольцевой автомобильной дороге, - говорит
официальный представитель СКП России
Владимир Маркин. - В рамках проверки
поручено изучить роль каждого из
милиционеров в этом происшествии и
дать их действиям правовую оценку.
2. Законно ли это?
- Такого понятия, как "живой
щит", в нашей работе не существует,
- объясняет Марина Васильева, представитель
ГИБДД Москвы. - Но сотрудники ГИБДД имеют
право перекрыть движение
машин или снизить его скорость, включив
красный сигнал светофора, остановить
впереди идущие машины или создав
искусственное препятствие - например,
установить металлическое ограждение.
3. В чем ошибка гаишников?
- Сотрудники ГИБДД не обеспечили
водителям должной безопасности, -
рассказал "Комсомолке" сотрудник
ГИБДД, попросивший не называть своего
имени. - При таких операциях важно, чтобы
машины остановились в своих рядах.
Нельзя заставлять водителей совершать
экстренное торможение - иначе машина
встанет под углом, и тогда злоумышленник
найдет просвет и "прорвется". Но
мы считаем, что главной ошибкой наших
коллег стало то, что они не стали стрелять
в грабителей. Ведь машину притормозили,
инспекторы подошли к машине и имели по
закону полное право стрелять по колесам,
в нарушителя.
- Почему же не стреляли?
- Молодые милиционеры сейчас
боятся применять оружие. Выстрелил и
задержал - герой, выстрелил и не задержал
- получил выговор. Выстрелил и попал не
туда - увольнение или суд. А вот
официальное мнение.
- Ранее в подобных случаях
сотрудники ГИБДД неоднократно использовали
свой служебный автотранспорт, - говорит
начальник управления информации и
общественных связей ГУВД Москве полковник
милиции Виктор Бирюков. - Однако в этот
раз, не имея такой возможности, они
попытались перекрыть движение гражданским
автотранспортом, при этом недооценив
последствия ситуации, в которой оказались
все участники дорожного движения и
фактически подвергнув автомобилистов
реальной опасности.
4. Почему инспекторы пошли
на этот рискованный шаг?
- В аварии нужно детально
разбираться, - считает бывший инспектор
по безопасности движения ГИБДД УВД
Восточного округа столицы Александр
Гудков. - Надо оценить, какой информацией
владели инспектора: знали ли они о том,
что в машине преступники или их просто
потребовали задержать машину по
ориентировке.
Если знали о грабителях, должны
были вынудить преступников остановиться,
не подвергая опасности других водителей.
Ведь те, скорее всего, были на угнанной
машине и не боялись столкновения. Обычно
в таких случаях, инспектор должен отдать
предпочтение фурам или грузовикам,
которыми можно оперативно перекрыть
трассу. Но мы не знаем, сколько у них
было времени, были ли на трассе грузовые
машины. Если остановленные легковые
машины затормозили и встали не ровно,
а боком, поперек трассы, водителей для
их же безопасности важно попросить
покинуть транспортное средство. Но на
эти маневры у коллег, очевидно, не хватило
времени или опыта.
5. Какое наказание
понесут сотрудники ГИБДД?
Вчера начальник ГУВД Москвы
Владимир Колокольцев публично
извинился перед автовладельцами, чьи
машины пострадали. Он вынес строгий
выговор начальнику столичных гаишников
Сергею Казанцеву и освободил от должности
командира первого спецполка ДПС
подполковника Александра Козлова.
- Против инспекторов ГИБДД, причастных
к проишествию, должно быть возбуждено
уголовное дело, - заявил «Комсомолке»
вице-президент движения автомобилистов
России Леонид Ольшанский. - Ведь
гаишники превысили свои служебные
полномочия - статья 286 Уголовного кодекса.
По правилам дорожного движения они
могут требовать у водителя остановиться
и предъявить документы.
И уж никак не останавливать преступника,
рискуя собственной жизнью и имуществом.
Поэтому вторая статья, которую им можно
вменять в вину - 167, «Умышленной уничтожение
чужого имущества». Ведь подставляя под
удар машины, они имели умысел именно на
уничтожение чужого имущества.
6. Что делать, если инспектор
попросил вас встать "живым щитом"?
Леонид Ольшанский советует автомобилистам
в случае незаконных требований
милиционеров звонить на телефон 02 и
сообщать о происходящем. Звонки на этот
номер записываются, поэтому отвертеться
гаишникам не удастся. Кстати, участник
происшествия Станислав Сутягин рассказал,
что инспектор ГИБДД, с которым он общался
после аварии, дал совет:
- Я бы на вашем месте вообще не
останавливался.
7. Получат ли пострадавшие
компенсацию?
- Машины, пострадавшие во время ЧП,
будут отремонтированы, - пообещал в
среду министр внутренних дел РФ Рашид
Нургалиев.
При этом начальник управления информации
и общественных связей ГУВД Москвы Виктор
Бирюков уточнил:
- Начальником ГУВД Владимиром
Колокольцевым принято решение о ремонте
пострадавших автомобилей за счет ГУВД.
ДОСЛОВНО.
Министр внутренних дел России Рашид
Нургалиев заявил о недопустимости
использования личных автомобилей и
людей в качестве «живого щита» для
задержания преступников, как это сделали
сотрудники московской ГИБДД 5 марта на
МКАД.
«Недопустимо использовать «живой
щит» из людей. Начальник полка
ППС и ДПС отстранен от занимаемой
должности», - заявил министр журналистам
в среду, комментируя инцидент на МКАД.
«Сотрудники уголовного розыска и
безопасности дорожного движения
сработали непрофессионально, в результате
были подвергнуты риску жизни людей», -
сказал глава МВД РФ.
А В ЭТО ВРЕМЯ.
На 94-м километре МКАД задержана группа
мужчин, подозреваемых в серии грабежей
борсеток и дамских сумочек в Москве и
Московской области.
Есть предположение, что это именно
из-за их поимки гаишники организовали
5 марта на МКАДе «живой щит».
Воры украли женскую сумочку из
припаркованной машины. Потерпевшая
заявила в милицию, стражи порядка
обнаружили подозрительную машину,
которая на приказ остановиться не
отреагировала.
Но в ходе погони водитель удиравшего
авто не справился с управлением, и
иномарка врезалась в дорожное ограждение.
Во время проверки было установлено, что
номера на машине были крадеными.
Разбойники стащили их накануне с БМВ-Х5,
припаркованной на Беловежской улице.
В момент задержания в иномарке
находились двое мужчин: приезжий из
Осетии 31-летний Георги Тарбаев и 24-летний
приезжий из Грузии Лаша Бугуташвили.
Их доставили на ближайший пост-пикет
на Ярославском шоссе .
В настоящее время сотрудники столичной
милиции проверяют их причастность
к ЧП с «живым щитом» на МКАД.
Как рассказал журналистам начальник
Управления информации и общественных
связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков,
следователи пригласили на опознание
женщину, автомобиль которой подвергся
нападению воров.
Что произошло на трассе*
1. Сначала водитель
Audi хотел проехать справа...
2. ...но потом
устремился между машинами.
3. От удара
автомобили разлетелись в стороны.
4.
Преступники скрылись.