Главная » 2009»Август»20 » Дважды бесправные. Гаишники самовольно ужесточают правила.
19:27
Дважды бесправные. Гаишники самовольно ужесточают правила.
Дважды бесправные
Гаишники самовольно ужесточают правила
Шумная
реакция объяснима. Инспекторы и суды стали по своему усмотрению ужесточать
новые и без того жесткие статьи административного кодекса. Публикация в
"Российской газете" разъяснений ГИБДД помогла водителям избежать
необоснованного лишения прав. А теперь новации на дороге обернулись новой
неожиданной проблемой.
Удостоверение
без возврата
Первая волна
"лишенцев" отбыла назначенный им четырех-шестимесячный срок жизни без
водительских прав и потянулась в ГАИ за получением "арестованных"
документов.
Тут-то их и
поджидает гаишное изобретение, не прописанное ни в законе, ни в служебных
инструкциях. Они придумали особый порядок возврата водительских прав, который
по сути удваивает наказание нарушителю.
Большинство
случаев похожи до мелочей. Водитель выехал на встречку, инспектор оформил
нарушение, задержал права, выписал временное удостоверение. Затем состоялся
суд, человека лишили прав. По первому разу - на 4 месяца. Приходит он по
истечении срока в ГИБДД за правами, а ему говорят: после решения суда вы не
сдали временное удостоверение. (Напомним, это тот документ, который выдается
прямо на дороге вместо изъятых у нарушителя прав.) Вот когда сдадите - тогда и
начнется отсчет срока лишения прав. Понимай так - еще четыре месяца ходить вам
пешком. Что делать? Ведь добросовестный водитель уже четыре месяца за руль ни ногой.
Ни на суде, ни в ГИБДД никто ему даже не сказал, что временное удостоверение
надо сдать. Он и думать про него забыл, затерял в бумагах, тем более что и срок
действия у этого документа всего два месяца.
За последнее
время свыше сотни водителей обратились в редакцию с возмущенными репликами: кто
изобрел такой издевательский порядок?
Люди просят
разъяснить, почему никто их не предупредил о жестком условии "отбывания
наказания". И в каком нормативном документе содержится такое требование?
Отвечаем - ни в каком. Мы выяснили, что вся эта гаишная бюрократия - чистой
воды самодеятельность местных подразделений автоинспекции.
Заместитель
начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России
Владимир Кузин прокомментировал эту проблему "Российской газете"
вполне категорично: такие требования ничем не обоснованы. По истечении срока
наказания права должны вернуть без всяких предварительных условий. В КоАП
прописано, что исполнение постановления о лишении права управления осуществляется
"изъятием водительского удостоверения или временного разрешения". В
данном случае водительское удостоверение было изъято на месте совершения
нарушения. В департаменте даже было разработано и направлено на места
соответствующее указание N13/9-16 от 11.02.2008 г., в котором еще раз
разъяснены все эти тонкости. В нем, в частности, говорится, что обязательной
сдаче или изъятию подлежит временное разрешение, выданное на время проверки
взамен утраченного (похищенного) водительского удостоверения. Сдавать же временный
документ, выданный вместо прав до принятия судебного решения по
административному делу, не требуется.
Другое дело,
когда постановление суда вступило в силу, а водитель продолжает ездить за рулем
по временному разрешению. За это его вполне могут посадить под арест до 15
суток.
В этом тонком деле есть еще некоторые нюансы. Необходимо помнить, что срок
лишения начинается не сразу после вынесения судьей постановления, а через
десять суток, которые даются на обжалование.
Если же
имеет место обжалование, и судья оставляет постановление суда
"нижней" инстанции в силе, то срок лишения начинает исчисляться
немедленно после принятия такого решения.
Еще одно
важное предупреждение - при лишении прав внимательно прочитайте постановление
суда. В последнее время по непонятной причине судьи стали вносить в
постановление фразу о том, что "срок лишения начинает исчисляться с
момента сдачи или изъятия временного разрешения". Если такая фраза в
постановлении суда есть, то в ГИБДД потребуют сдать временное удостоверение и
начинают отсчитывать срок именно с этой даты. В этом случае у водителя есть два
варианта: либо смириться и продолжать ходить пешком, либо обжаловать в суде
именно данную фразу.
По давней
дурной традиции всякое новшество обрастает у нас дополнительными трудностями.
Не исключение и новые законы.
И пока в
законе не будет четко оговорено, какие именно документы требуется сдавать и
когда, пока не будет досконально прописана вся процедура лишения прав и их
возврата, будут возникать проблемы на ровном месте. Потому что у наших
чиновников есть привычка все законодательные дыры трактовать так, как это им
удобно в данный конкретный момент.
Страховка с
условием
Для удобства
водителей законодатели разрешили страховать машину и на короткий срок - начиная
от трех месяцев. Эту новую норму ввели для того, чтобы ОСАГО оказалось дешевле
для людей без достатка. Например, для ветеранов, которые заводят свои
"Жигули" только в дачный сезон. Но некоторые чиновники в милицейских
погонах решили, что они прямо на месте могут закон поправить. Ветеран Виктор
Чепига, пытаясь поставить на учет новую машину в Западном административном
округе Москвы, столкнулся именно с такой проблемой.
- При
постановке на учет автомашины кем-то введено правило - предъявлять страховой
полис сроком на 1 год (и не менее!), - с возмущением написал в "Российскую
газету" пенсионер. - Я заявил, что зимой не езжу, автомашина стоит в
гараже - зачем мне оформлять полис на год?! Ответ в ГАИ был краток:
"Только на год! А будете ездить или нет - ваше дело".
Договор обязательного
страхования заключается на один год. А период использования транспортного
средства может быть от 3 месяцев до года. При заключении договора об ОСАГО
автовладелец должен убедиться в том, что срок страхования, который указан
"шапке" страхового полиса, равен году. Например, "с 00 ч. 00
мин. 25.05.2008 г. по 24 ч. 00 мин. 24.05.2009". Но период использования
транспортного средства, который указан в пункте 4 полиса, может быть любым
начиная от 3 месяцев. При оформлении договора ОСАГО вы платите именно за период
использования: например, за три месяца, за шесть или восемь.
Если в ГИБДД
вам были предъявлены претензии по сроку страхования, то они вполне законны. А
если по периоду использования транспортного средства, то в этом случае требуйте
письменный отказ и вместе с жалобой направляйте его в ГИБДД города.
Двойная
сплошная равна одинарной
Новации в
Кодексе породили на дороге и другую болезненную для водителей проблему.
Часто на
двухполосной дороге нанесена одинарная сплошная линия, разделяющая потоки встречных
направлений - так называемая линия разметки 1.1. После ужесточения правил эта
одинарная черта стала камнем преткновения при рассмотрении в суде дел о выезде
на встречку.
Многие
водители оспаривают именно этот момент. Ведь в Правилах дорожного движения
только в пяти случаях запрещено выезжать на встречку. В каких именно. Полный
запрет -на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более.
(В данном случае транспортные потоки противоположных направлений разделяются
двойными сплошными линиями.) На дорогах с двусторонним движением, имеющих три
полосы, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях,
запрещается выезд в крайнюю левую. Также нельзя выезжать на встречную полосу
при обгоне на регулируемых перекрестках, в конце подъема и на других участках
дорог с ограниченной видимостью. Все, других запрещений в правилах нет.
Так на каком
же основании водителей лишают прав за выезд на встречку на дороге, где всего
две полосы?
Водителям
нужно знать, что такое основание есть и оно прописано в приложении N 2 к
правилам. Именно там где описывается сама дорожная разметка. Там четко
говорится, что пересекать одинарную линию разметки запрещается. А так как эта
линия разделяет потоки встречных направлений, то выезд на встречную полосу очевиден.
Кстати, именно этим приложением руководствовался Верховный суд РФ, когда в свое
время принимал решение о квалификации некоторых правонарушений, связанных с
выездом на полосу встречного движения.