ГАИ
начинает пересчет всех водителей
Единая база данных,
в которую будут вноситься все водители,
нарушающие правила дорожного движения,
появится в ближайшее время. Об этом
на прошлой неделе в очередной раз объявил
глава ГИБДД Виктор Кирьянов. До недавнего
времени крупными базами с информацией
о правонарушителях владели страховые
компании, которые делились данными с
ГАИ. Но в последнее время отношения
между страховщиками и гаишниками начали
портиться.
О создании единой базы
правонарушителей Госавтоинспекция
задумывалась еще в прошлом году, но руки
у "гаишников" до этого все как-то
не доходили. Хотя некоторые регионы
уже имеют подобные базы данных, единой
базы водителей до сих пор не существует.
На сегодняшний день есть разрозненные
региональные информационные базы, в
которые новоиспеченные водители попадают
при получении водительских удостоверений.
Также в эти базы попадает вся информация
о зафиксированных нарушениях правил
дорожного движения. Единая база данных
помогла бы блюстителям порядка точно
определить, является ли человек постоянным
злостным нарушителем или же преступил
закон не по злому умыслу, а в силу
обстоятельств. Это, в свою очередь,
поможет выбрать справедливое наказание
за проступок.
Видимо, в рамках
программы по повышению уровня безопасности
на дорогах, за реализацию которой ГИБДД
активно взялась в начале года, гаишники
все же нашли средства на создание единой
базы данных по всем водителям. На
данный момент МВД трудится над сведением
воедино региональных баз, а также данных
МВД, УВД и ГУВД. Когда работа будет
завершена, любой инспектор ГИБДД сможет
мгновенно получить всю информацию о
нарушившем порядок водителе. В
дополнение к этому создается и общая
база регистрационных операций по
автомобилям. Это даст возможность сразу
определить истинного владельца
автомобиля. Общую базу данных также
пополнят сведения "о зарегистрированных
транспортных средствах, выданной
спецпродукции, а также спецпродукции,
которая числится в розыске".
Надо
сказать, учетом водителей занимаются
не только ГАИ, но и страховые компании
– каждая из них давно имеет свою базу
данных. В базу данных по заключенным
договорам ОСАГО, например, вносятся все
условия договора, в том числе информация
о водителях, допущенных к управлению
транспортными средствами. В отношении
каждого водителя фиксируется определенная
информация: ФИО, дата рождения, дата
получения первых прав, серия и номер
прав. Кроме того, указывается объект
страхования, страховая сумма, срок
действия договора и риски, по которым
застраховано транспортное средство,
данные по кредитному либо лизинговому
договору. Также в эту базу попадает
информация о всех ДТП, ставших основанием
для страховых выплат по ОСАГО, и величина
выплаченного убытка.
"К
сожалению, страховщики до сих пор
не могут решиться обнародовать свои
базы, – отмечает заместитель
генерального директора компании
"Ренессанс Страхование" Галина
Ионова. – Между тем, создание единой
базы – это единственная возможность
дифференцировать добропорядочных
клиентов и страховых мошенников".
Как
раз с целью определения и устранения
страхового мошенничества Российский
союз автостраховщиков (РСА) создал свою
базу данных "Спектр" (сегодня
в РСА входит около 50 страховых компаний).
Через нее страховщики имеют возможность
получать дополнительную информацию о
возможном двойном страховании, о
полученных убытках, а также о сомнительных
действиях со стороны страхователей.
Именно
страховщики, которые раньше ГАИ
"подсуетились" и начали прилагать
усилия по созданию своих баз данных, до
недавнего времени делились информацией
с гаишниками. Как рассказал
исполнительный вице-президент НАСТА
Сергей Ефремов, "на сегодняшний день
между РСА и ГИБДД существуют договорные
отношения по обмену данными, связанными
с проведением обязательного страхования
автогражданской ответственности".
Страховая компания передает информацию
из своей базы компетентным органам по
их официальному запросу в отношении
конкретного договора или водителя.
Правда,
в последнее время отношения между ГАИ
и страховщиками начали портиться.
Страховые компании обвиняют гаишников
в том, что те активно занимаются
мошенничеством на дорогах. В
последнее время распространенной стала
ситуация, когда гаишники устанавливают
своеобразные "тарифы" за признание
того или иного лица виновным в ДТП.
"Такие "тарифы" со стороны органов
ГАИ были всегда и во всех регионах, –
отмечает руководитель департамента
клиентского обслуживания страховой
компании "Стандарт-Резерв" Галина
Седова. – В связи с вводом ОСАГО таких
случаев стало больше, а как часто –
сказать довольно трудно. Так как далеко
не всегда по предоставленным документам
можно определить, правильно была
установлена вина или "натянута" в
соответствии с полученным органами ГАИ
вознаграждением".
И тем не
менее, страховщики с воодушевлением
отнеслись к инициативе ГАИ по созданию
единой базы водителей. Но, как
отмечает начальник Управления ОСАГО
страховой компании "Русский мир"
Андрей Знаменский, ее создание "весьма
дорогостоящее удовольствие, и государство
должно отдавать себе точный отчет в
том, ради чего эти средства будут
израсходованы".