Имеет ли право сотрудник ДПС снимать тонировку.
Стандартная
ситуация, набившая оскомину у автолюбителей: тонированную машину
останавливает сотрудник ДПС и безапелляционно заявляет, что тонировка
не по ГОСТу и либо он ее снимает, либо – штраф, откручивание номеров и
штрафстоянка. Может автомобилист и сам понимает, что стекла у него не
по ГОСТу, но только обидно ему за честь свою поруганную, на которую
посягнули без спецприбора, не говоря уже об угрозах незаконных. Для
того чтобы разобраться в этом вопросе мы, как всегда, обратились к
российскому законодательству.
Какие стекла в законе
В
законе те, что соответствуют ГОСТу 5727-88 «Стекло безопасное для
наземного транспорта. Общие технические условия». П.п. 2.2.4. этого
документа гласит следующее: «Светопропускание стекол, обеспечивающих
видимость для водителя, должно быть не менее:
75% - для ветровых стекол;
70% - для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное после обзора П, определяющее переднюю обзорность.
Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется.
Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно маркируются знаком V.
Ветровые
стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать
правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого
цветов».
Любое превышение установленных норм – нарушение, ответственность за которое мы будем обсуждать ниже.
Может ли сотрудник ГИБДД проверять светопропускание стекол (тонировку)
Это,
пожалуй, главный вопрос, который задают себе и инспекторам
автомобилисты. Отвечаем – может. Но не каждый сотрудник ГИБДД. В данном
случае главное понять, что есть дорожно-постовая служба ГИБДД (ДПС) и
подразделение ГИБДД, отвечающее за технический надзор за транспортными
средствами (ТС). Обе структуры находятся в составе ГИБДД, но функции и
задачи у них отличаются. Работа первой службы с 1 сентября 2009 года
регулируется Административным регламентом МВД исполнения
государственной функции по контролю и надзору за соблюдением
участниками дорожного движения требований в области обеспечения
безопасности дорожного движения (утв. Приказом МВД РФ от 2 марта 2009
г. №185) (далее – Регламент). Подразделение технадзора тоже
руководствуется данным регламентом, а также Приказом МВД «Об
утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» от 7
декабря 2000 г. №1240, утвердившим Наставление по работе в сфере
технического надзора (далее – Наставление).
В соответствии с
п. 5.3. Наставления подразделение технадзора ГИБДД осуществляет
контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств,
находящихся в эксплуатации. Данная позиция подтверждается и
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г.,
утвердившим обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации за третий квартал 2008 года, где в ответе на 11
вопрос содержатся сведения об основных техническим средствах,
используемых в работе ГИБДД, назначении этих средств, типах и марках, а
также о службах, имеющих право использовать каждое конкретное средство.
Так вот, все, что касается вопросов измерения светопропускания,
отнесено Верховным Судом РФ к компетенции подразделения технического
надзора.
Где можно проводить проверку тонировки
П. 16.1
Наставления: «При надзоре за дорожным движением контроль за
конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может
проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции,
контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.
Контроль
технического состояния автобусов, следующих по установленному маршруту,
производится на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и
пассажирских автостоянках.».
Огромную разницу между «может» и
«обязан», думаю, объяснять не нужно, поэтому не будет ничего
противозаконного, если вас начнут проверять не на стационарном посту, а
на обычном передвижном пункте технадзора, оборудованном в простой
«ГАЗели».
На практике бывают случаи, когда инспектор, остановив
машину и обнаружив тонировку, на вопрос водителя: «А чем мерить
будем?!» - предлагает проехать до ближайшей станции технического
осмотра (СТО), где все померяют как полагается. В данном случае
проблемы шерифа не должны волновать индейцев, то есть соглашаться на
это вы не обязаны, а инспектор не имеет права в принудительном порядке
доставлять ваш автомобиль до СТО, так как речь уже будет идти о
задержании ТС, для которого нет оснований, и, кроме того, задержанное
ТС подлежит направлению не на СТО, а на спецстоянку (в народе –
штрафстоянка). Правда, инспектор может вызвать на место сотрудника
технадзора с необходимыми техническими средствами, и тут уж ничего не
поделаешь, придется подождать.
Чем можно проводить проверку тонировки
Светопропускание
стекол проводится только с помощью сертифицированных средств
технического диагностирования, внесенных в Государственный реестр типа
средств измерений, прошедших проверку в соответствии с установленным
порядком (пп. 14.3.11. Наставления). Таковыми на данный момент являются
следующие приборы:
• «ТОНИК» (НПФ ЗАО « Мета», г. Жигулевск);
• «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ» г. Санкт-Петербург);
• «СВЕТ» (ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород).
Какова методика проверки
Здесь
нам опять на помощь придет ГОСТ 5727-88. В соответствии с п. 4.7.
которого светопропускание стекол автотранспорта измеряют в трех точках
каждого образца. Также этот пункт отсылает нас к другому ГОСТу –
27902-88 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и
сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств». Ст. 1
данного ГОСТа устанавливает условия испытаний:
• Температура = от 15 до 250 С
• Давление = от 86 до 106 кПа
• Относительная влажность воздуха = от 40 до 80 %
Маленькая подсказка. Несоблюдение хотя бы одного из параметров, дает все основания для победы в суде.
За что наказывают
Любителей
тонировки «приговаривают» по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ «Управление
транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при
которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Перечень
неисправностей и условий (многие часто негодуют, мол, тонировка не есть
неисправность, забывая о таком понятии, как «условия») содержится в
приложении к Правилам дорожного движения РФ. Цена вопроса – штраф в
размере 100 рублей, но сотрудники ДПС предпочитают идти дальше: содрать
за тонировку прямо на месте, в противном случае – скручивание номеров
(запрет эксплуатации) и задержание ТС.
Наглядный пример
массового беспредела гаишников: в преддверии празднования тысячелетия
Казани, дабы снизить транспортную нагрузку, у людей пачками задерживали
машины и ставили их на штрафстоянки из-за тонировки. При этом свои
действия они объясняли указанием сверху, а посему жалуйтесь, куда
хотите: крыша у нас отменная, в обиду не даст.
Так вот
оснований для задержания ТС нет, даже, если оно тонировано наглухо. Ну
нет пока в перечне оснований для задержания ТС и запрета его
эксплуатации ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ! Понимаю, что гаишникам хочется
прижать любителей темных стекол и иногда это желание просыпается у
каждого, кто видел кортеж с мигалками, но зачем же заниматься
самоуправством? Вопрос, скорее всего, риторический…
Как правильно должен оформляться протокол
Протокол
об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.5. КоАП РФ вправе
составить как инспектор ДПС, так и инспектор подразделения технического
надзора. Соответствующие полномочия закреплены ч. 1 и ч. 4 ст. 28.3
КоАП РФ, а также Приказом МВД РФ от 2 июня 2005 г. №444.
Так
как при выявлении правонарушения использовалось техническое средство,
то протокол должен содержать информацию о нем: тип, марка, номер
сертификата, сведения о поверке прибора, а также методику проведения
измерения и показания прибора в момент измерения (ч. 2 ст. 26.8. КоАП
РФ). Если эта информация отсутствует, то не стоит об этом указывать
инспектору – проще потом будет защищаться в суде.
В заключение
Мы
постарались собрать исчерпывающую информацию по этому вопросу и
надеемся, что она поможет вам в сложной ситуации. Однако, если вы
можете ее дополнить, мы будем рады прочесть об этом в комментариях.