Государственный
стандарт РФ ГОСТ Р 51709-2001
"Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому
состоянию и методы проверки"
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 февраля 2001 г. N 47-ст)
(с изменениями от 26 августа 2005 г.)
Дата введения 1 января 2002 г.
Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы,
грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства),
эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт устанавливает:
- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств
(АТС);
- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС,
влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых,
установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования 4.1.1-4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы
(полуприцепы)-тяжеловозы.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния
эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение
безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их
имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования,
устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных
частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения,
влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно
процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих
веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического
состояния
ГОСТ Р 17.2.2.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения
содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных
автомобилей
ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические
условия
ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с
воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля
при оценке технического состояния
ГОСТ 27902-88 Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и
сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб.
Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и
звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств.
Типы и основные размеры. Технические требования
ГОСТ Р 41.104-2002 Единообразные предписания, касающиеся сертификации
светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и
грузоподъемности
ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N 27) Единообразные предписания,
касающиеся сертификации предупреждающих треугольников
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы.
Классификация и определения
ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни
и методы измерения
3 Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 автопоезд: Комбинация транспортных средств, состоящая из
тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и)
устройством(ами).
3.1а автоматический корректор фар: Устройство для
автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в
зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
3.1б автоматическое (аварийное) торможение: Торможение
прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего
воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
3.2 автоблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная
система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени
проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
3.2а блокирование колеса: Прекращение качения колеса в
дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или
прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при
продолжающемся вращении роликов стенда.
3.2б негабаритные АТС: Автотранспортные средства, движение
которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду
превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные
огни): Устройства для наружной световой сигнализации.
3.3 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени
от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает
установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено тау_ср в приложении Б),
либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или
принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на
роликах стенда.
3.4 время запаздывания тормозной системы: Интервал времени
от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы).
Обозначено тау_с в приложении Б.
3.5 время нарастания замедления: Интервал времени
монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает
установившееся значение. Обозначено тау_н в приложении Б.
3.6 вспомогательная тормозная система (бесконтактная или
износостойкая): Тормозная система, предназначенная для уменьшения
энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.
3.7 заднее защитное устройство: Часть конструкции АТС
категорий N_2, N_3, O_3 и О_4, предназначенная для защиты от попадания под них
автомобилей категорий М_1 и N_1 при наезде сзади.
3.8 запасная тормозная система: Тормозная система,
предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной
системы.
3.9 исправное состояние АТС: Состояние, соответствующее всем
требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому
состоянию АТС.
3.10 изменение конструкции АТС: Исключение предусмотренных
или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов
оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
3.10а каплепадение: Падение капель, повторяющееся с
интервалом не более 20 с.
3.11 категория АТС: (см. приложение А).
3.12 Исключен.
См. текст пункта 3.12
3.13 колесные тормозные механизмы: Устройства,
предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет
трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).
3.14 конец торможения: Момент времени, в который исчезло
искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено
точкой К в приложении Б.
3.15 контурная маркировка АТС: Ряд полос из светоотражающего
материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку
(боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).
3.15а контурные огни: Источники света, монтируемые на
конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС
и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.
3.16 коридор движения: Часть опорной поверхности, правая и
левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения
горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их
ни одной точкой.
3.16а коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью:
Отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной
поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине
нормальной реакции опорной поверхности на колесо.
3.17 место крепления ремней безопасности: Часть конструкции
кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к
которой крепится ремень безопасности.
3.17а масса транспортного средства в снаряженном состоянии
(снаряженная масса): Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным
устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель
не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей
жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением
использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и
- для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в
транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.
3.18 начало торможения: Момент времени, в который тормозная
система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено
точкой Н в приложении Б.
3.18а начало поворота управляемого колеса: Угол поворота
управляемого колеса на (0,06 +- 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного
движения.
3.19 начальная скорость торможения - скорость АТС в начале
торможения.
3.20 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых
колес): Положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии
возмущающих воздействий.
3.20а оптическая ось прибора для проверки и регулировки
фар: Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для
проверки и регулировки фар, или на матовом экране.
3.20б оптический центр (центр отсчета): Точка пересечения
оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.
3.20в ось отсчета светового прибора: Линия пересечения
плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно
продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
3.21 орган управления тормозной системы: Совокупность
устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для
управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к
тормозным механизмам.
3.22 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с
помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств
измерений.
3.22а осевая масса: Масса, соответствующая статической
вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная
конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем
транспортного средства.
3.23 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих
через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной
плоскости АТС и опорной поверхности.
3.23а подтекание: Появление жидкости на поверхности деталей
герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.
3.24 полное торможение: Торможение, в результате которого
АТС останавливается.
3.24а прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: Прицеп (полуприцеп) с
числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех,
предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе
негабаритных и тяжеловесных, грузов.
3.25 продольная центральная плоскость АТС: Плоскость,
перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину
колеи АТС.
3.25а проскальзывание колеса на роликовых стендах:
Несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения
рабочей поверхности роликов стенда.
3.26 технически допустимая максимальная масса: Максимальная
масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в
качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.
3.27 работоспособность АТС и его частей: Состояние, при
котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять
транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.
3.28 рабочая тормозная система: Тормозная система,
предназначенная для снижения скорости и (или) остановки АТС.
3.29 светоотражающий маркировочный материал: Материал, от
поверхности которого при наличии излучения в их направлении отражается
относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.
3.30 снаряженное состояние АТС: снаряженное состояние АТС:
См. п. 3.17а.
3.31 составные части и предметы оборудования АТС: Агрегаты,
узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к
которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.
3.32а стояночные огни: Два источника света белого цвета
спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при
остановках и на стоянках.
3.33 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота
рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых
колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в
противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному
движению АТС.