О
регистрации транспортных средств в
госавтоинспекции
Многим из
нас приходилось заниматься регистрацией
своих транспортных средств в ГАИ после
покупки, снимать с учета перед продажей,
восстанавливать
документы или номерные
знаки. Но есть люди, которых эти проблемы
коснутся впервые, и именно им адресована
эта статья. Впрочем, и некоторым бывалым
не будет
лишним получить дополнительную
информацию по теме общения владельца
транспорта с сотрудниками регистрационных
подразделений ГАИ.
Деятельность
ГАИ в части регистрации транспортных
средств регулируется Приказом МВД РФ
?59 от 27.01.2003 года, который вводит 'Правила
регистрации
автомототранспортных
средств и прицепов к ним', и в дальнейшем
именно на этот документ я и буду ссылаться.
В первую
очередь, каждый владелец должен знать,
что любое регистрационное действие, за
исключением снятия с учета 'в утиль',
требует предоставления
транспортного
средства для осмотра в МРО (межрайонное
регистрационное отделение) ГАИ. Случается
так, что транспортное средство предоставить
затруднительно -
для мотоциклистов это
особенно знакомо: многие покупают
мотоциклы зимой, и исполнить обязанность
по регистрации мотоцикла в течение пяти
дней с момента
покупки представляется
крайне затруднительным. В этом случае
существует два пути - либо грузить
мотоцикл в грузовик или автобус и везти
на регистрацию, либо
вызвать на место
стоянки инспектора ГАИ, который оформит
акт осмотра транспортного средства по
месту стоянки, с этим актом в течение
20 суток можно
обращаться по поводу
регистрации транспортного средства
без его предоставления. Второй вариант
предпочтительнее в случае, когда
транспортное средство
находится,
например, в другом городе. Вызов инспектора
будет стоить каких-то денег, уточнить
стоимость этой услуги и порядок действий
для вызова инспектора
можно в районном
отделе ГАИ или в регистрационном
подразделении ГАИ по месту нахождения
транспортного средства.
Если случилось
так, что по каким-либо причинам вы не
успели в установленный законом срок
зарегистрировать приобретение - вам
грозит ответственность по ст.
19.22 КоАП
РФ, которая за нарушение правил регистрации
транспортных средств предусматривает
наложение взыскание в виде предупреждения
либо штрафа в
размере 0,5 МРОТ (50 рублей).
Хочется особо отметить, что указанное
взыскание должно налагаться в таком же
порядке, что и взыскания за нарушения
Правил
дорожного движения: поскольку
сумма штрафа не превышает 1 МРОТ (100
рублей), в случае, когда привлекаемое к
ответственности лицо не оспаривает
допущенное
нарушение, штраф взимается
на месте обнаружения административного
правонарушения, с выдачей квитанции
установленного образца (ст. 28.6 ч.1 КоАП
РФ).
Однако, на практике, сотрудники
милиции нарушают право граждан на уплату
суммы штрафа на месте совершения или
обнаружения административного
правонарушения, и требуют оплатить
сумму штрафа через Сбербанк. Если для
вас нет принципиальной разницы в способе
уплаты штрафа и вы готовы оплатить
штраф
через Сбербанк - у вас есть право это
сделать в течение 30 суток с момента
вступления постановления о наложении
административного штрафа в законную
силу (ст.32.2 ч.1 КоАП РФ). К сожалению, как
уже было сказано выше, наши правоохранители
в доскональном знании законов и, тем
более, в доскональном
следовании им не
замечены, и поэтому в МРО, например,
города Санкт-Петербурга сложилась
порочная практика - при обнаружении
сотрудником МРО пропуска
срока
регистрации, владельцу предлагается
уплатить административный штраф в
Сбербанке без оформления каких-либо
документов о наложении взыскания. При
этом подразумевается, что регистрационные
действия до момента предоставления
квитанции об уплате суммы штрафа
осуществляться не будут. Это - вопиющее
нарушение административного закона и
правил регистрации транспортных средств,
и об этом не надо стесняться сообщать
нерадивым милиционерам.
В 'Правилах
регистрации:' приводится исчерпывающий
перечень документов, которые должны
быть предоставлены в регистрационное
подразделение для
совершения
регистрационных действий. Это:
- заявление
об осуществлении регистрационных
действий;
- общегражданский
паспорт;
- документ,
уполномочивающий гражданина совершать
регистрационные действия от имени
собственника транспортного средства
(доверенность);
- свидетельство
о регистрации транспортного средства
(если есть);
- паспорт
транспортного средства (ПТС);
- документ,
удостоверяющий право собственности на
транспортное средство (справка-счет,
договор купли-продажи, документы,
выданные таможенными органами
при ввозе
транспортного средства - при постановке
на регистрационный учет;
- государственные
регистрационные знаки транспортного
средства либо знаки 'Транзит';
- полис
обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств;
- квитанции
об уплате сборов за регистрационные
действия.
Мне не раз
доводилось заниматься постановкой и
снятием с учета различного транспорта
в МРО города Санкт-Петербурга, и я не
раз обращал внимание сотрудников
МРО
на то, что некоторые их требования
относительно формы представляемых
документов, а также сам факт требования
документов, не указанных в 'Правилах
регистрации:' - незаконны. Так, однажды
я обратился в МРО Приморского района
по поводу постановки на учет мотоцикла
от имени своего приятеля - он попросил
меня сделать это за него. У нас не было
времени на оформление нотариальной
доверенности, и, учитывая тот факт, что
законом не запрещено представлять
интересы
собственника транспортного
средства при его регистрации в ГАИ на
основании доверенности в простой
письменной форме, мы решили обойтись
без нотариуса.
Была составлена доверенность
в простой письменной форме, в которой,
помимо полномочий управлять и распоряжаться
транспортным средством, было и указано
право поверенного совершать регистрационные
действия в ГАИ.
Разумеется,
сотрудники МРО пытались отказать в
производстве регистрационных действий
при наличии доверенности в простой
письменной форме. Однако, был
затребован
письменный мотивированный отказ в
совершении регистрационный действий,
и, поскольку мотивировать такой отказ
ничем, кроме незнания
действующего
законодательства, было нечем, мотоцикл
благополучно зарегистрировали.
Кроме не
основанного на законе требования о
предоставлении нотариальной доверенности,
я столкнулся с тем, что от граждан,
обращающихся в МРО, требуют
предъявлять
оригинал или копию свидетельства о
присвоении индивидуального номера
налогоплательщика (ИНН). Это требование
также незаконно.
Довольно
часто приходится наблюдать и результаты
предприимчивости руководителей МРО:
сотрудники, принимающие либо выдающие
документы гражданам,
требуют делать
копии, например, полиса ОСАГО либо
свидетельство о присвоении ИНН, либо
ПТС, при этом в здании, помещении МРО
или поблизости от него
работает скромный
гражданин с копировальным аппаратом.
Всего лишь рублей за 10 вам могут сделать
копию любого документа. Сразу хочу
сказать: требование
каких бы то ни было
копий - незаконно, поскольку в 'Правилах
регистрации:' установленная обязанность
по предоставлению гражданами копий
отсутствует.
Существует
и широко распространена практика
удержания ПТС в случаях, когда транспортное
средство приобретено после снятия с
регистрационного учета в другом
регионе
России, либо когда оно впервые
регистрируется за гражданином после
ввоза в страну, до окончания проверки
транспортного средства. Такое удержание
-
незаконно, так как не установлено
'Правилами регистрации:', владелец
транспортного средства, в случае отказа
добровольно выдать паспорт транспортного
средства,
может и должен жаловаться на
действия сотрудников МРО их руководству
или в суд.
Следует
коснуться и вопроса оформления самой
сделки купли-продажи транспортного
средства. Исходя из положений гражданского
законодательства, которым
регулируются
имущественные отношения граждан, сделки
купли-продажи транспортных средств не
подлежат государственной регистрации,
и, следовательно,
переход права
собственности на транспортные средства
никоим образом не зависит от регистрации
транспортных средств в ГАИ. Собственно,
регистрация
транспорта в ГАИ осуществляется
в целях допуска транспортных средств
к участию в дорожном движении и их учете,
не оказывая при этом влияния на
имущественные права собственников. К
настоящему моменту подавляющее
большинство сделок купли-продажи
транспортных средств заключаются через
комиссионные магазины, где купля-продажа
оформляется так называемой справкой-счет.
Необходимо отметить, что распространение
бланков таких справок - статья
дохода
МВД, именно этим и объясняется тот факт,
что ГАИ до сих пор приветствует оформление
купли-продажи именно через комиссионные
магазины. При
оформлении справки-счет
комиссионные магазины взимают немаленькую
плату, которая дифференцирована исходя
из года выпуска транспортного средства.
Лично
мне такая дифференциация не очень
понятна - выписывая документ на старенький
'Москвич' или на новую иномарку сотрудник
комиссионного магазина тратит
абсолютно
одинаковые усилия. Но справке-счету
есть альтернатива, предоставленная
гражданам законом - это договор
купли-продажи. В законе не установлено,
что
договор купли-продажи обязательно
должен быть заверен нотариусом,
нотариальная форма договора купли-продажи
допускается только лишь по соглашению
(желанию) сторон, поэтому, наряду с
нотариальной формой договора, может
применяться и простая письменная форма.
Соответственно, отказ регистрационного
подразделения ГАИ в совершении
регистрационных действий по причине
того, что договор купли-продажи составлен
в простой письменной форме (при условии
соблюдения требований закона, предъявляемых
к договорам) - незаконен.
Не так давно
Верховный суд России своим решением
NoГКПИ 2003-635 от 10.10.2003 г. отменил норму об
обязательном снятии транспортных
средств с
регистрационного учета в ГАИ
перед продажей, установленную ранее
МВД. Теперь собственник автомобиля или
мотоцикла, решивший продать свое
транспортное
средство может не подвергать
себя риску не найти покупателя в течении
срока действия транзитных номерных
знаков и, впоследствии, стоять в очереди
за отметкой о
продлении срока действия
знаков. Транспортное средство может
быть снято с регистрационного учета
уже после заключения сделки продажи
транспортного средства.
В заключение,
хочу отметить следующее. Многие из нас
сталкивались с ситуацией, когда
государственные чиновники отказывали
в выдаче каких-либо документов,
производстве каких -либо действий,
однако очень немногие находят в себе
силы задавать вопрос - на каком, собственно,
основании получен отказ. Любой чиновник
за каждое свое действие обязан дать
ответ - на основании какого нормативного
акта он действует. Такой ответ каждый
гражданин, если действиями должностного
лица затрагиваются его права и интересы,
вправе потребовать в письменном виде.
В полной мере это относится и к
взаимоотношениям граждан и регистрационных
подразделений ГАИ. Если вы считаете,
что отказ в совершении регистрационных
действий неправомерен, или сотрудники
МРО действуют за пределами тех
полномочий,
которые даны им законом - вы вправе
потребовать объяснений в письменном
виде, требовать выдачи мотивированного
письменного отказа в
совершении
регистрационных действий. Требование
о выдаче письменного отказа можно
оформить в виде отдельного заявления
на имя начальника МРО.
Даже если вы
просто сомневаетесь в законности
действий должностных лиц МРО - письменный
и мотивированный ответ развеет ваши
сомнения.
Удачи на
дорогах!