«В настоящее время предложенные
поправки входят в противоречие с
административным кодексом, согласно
которому граждане имеют право оплачивать
штраф в течение 30 дней, а также могут
обжаловать его в течение 10 дней»,—
говорит адвокат Московской коллегии
адвокатов Руслан Чанидзе. Пока непонятно,
какой будет процедура оплаты штрафа,
если автовладелец не будет согласен
его заплатить, и получается, что услуга
— возможность оплатить штраф прямо на
месте — может стать «навязанной». По
мнению юриста, внесение предложенных
депутатами поправок в закон об ОСАГО
потребует внесение поправок и в
административный кодекс.
«Я не понимаю, зачем в этой работе надо
задействовать страховщиков,— говорит
научный сотрудник ЦИИ Российской
академии госслужбы при президенте РФ
Денис Брызгалов.— У всех автовладельцев
в настоящее время есть личные банковские
карты, и гораздо проще было бы поставить
платежные терминалы около всех отделений
ГИБДД для того, чтобы они, если желают
оплачивать штрафы на месте, могли
спокойно это делать своими банковским
картами». По словам эксперта, если же
страховщики, как предполагают депутаты,
будут аккредитовывать банки, тогда
получается, что владельцам авто навяжут
то, через какой банк им платить. «Кроме
того, предполагается, что банк будет
давать кредит автовладельцу, если денег
на его счету недостаточно, а это уже
можно назвать и навязанной услугой
кредитования»,— заключает эксперт.
Проще
и больше
Законопроект, предусматривающий
внесение поправок в закон «Об обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» и ряд
других законов, был внесен в Госдуму 24
февраля председателем комитета по
финансовому рынку Владиславом Резником.
Целью законопроекта, как утверждают
его авторы, является повышение уровня
безопасности дорожного движения и
предоставление гражданам новых
возможностей по оплате штрафов.
«Предлагаемые изменения не
только упростят процесс оплаты штрафов
гражданами, но и обеспечат повышение
уровня собираемости штрафов»,— считают
авторы документа.
Как отмечается в пояснительной
записке к законопроекту, в настоящее
время собираемость штрафов с нарушителей
ПДД составляет около 50%. Для того чтобы
повысить этот показатель, депутаты
предлагают лишать неплательщиков
возможности оформить полис ОСАГО до
тех пор, пока они не расплатятся по
задолженностям.
Расплатиться
по кредиту
Схема, которую предлагают
депутаты в законопроекте, заключается
в следующем: каждый автовладелец обязан
иметь карту обязательного страхования
(за ее отсутствие грозит то же наказание,
что и за отсутствие полиса обязательного
автострахования). Это традиционная
банковская карта. Одновременно она
позволит инспектору с помощью специальной
техники установить личность водителя
и уточнить информацию о его полисе
ОСАГО. В случае привлечения водителя к
ответственности на карту будет нанесена
информация о допущенном нарушении.
С помощью карты водитель сможет
на месте выплатить штраф. Если средств
для уплаты штрафа на счете, к которому
прикреплена карта, недостаточно, банк
предоставит кредит на эту сумму. После
выплаты штрафа банк сообщает об этом
органам внутренних дел, а те в свою
очередь передают информацию
профессиональному объединению
страховщиков. Страховщики заносят ее
в базу данных и просматривают тогда,
когда к ним обращается автовладелец за
оформлением полиса обязательного
страхования. Если выясняется, что человек
имеет задолженность перед бюджетом, в
оформлении полиса ему отказывается.
Реализация системы обязательного
страхования возложена на Российский
союз автостраховщиков. В проекте
предусмотрено требование аккредитации
банков профессиональным объединением
страховщиков. Как отмечают авторы
законопроекта, это позволит отобрать
в качестве обслуживающих банков те,
которые предлагают наиболее льготные
условия для своих клиентов. Кроме того,
поскольку вся информация, которой
обмениваются участники этой схемы,
должна быть защищена институтом
банковской тайны, предлагается внести
поправки в закон «О банках и банковской
деятельности».
Чужой
опыт
Возможность введения безналичной
оплаты штрафов за нарушение ПДД
обсуждается уже давно. К примеру, в 2007
г. МВД предлагало обязать автолюбителей
открывать специальные счета в банках
для оплаты штрафов за нарушения на
дорогах. При этом предлагалось списывать
сумму штрафа с такого счета автоматически.
Back
in USSR
В начале февраля начальник
департамента обеспечения безопасности
дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Виктор
Кирьянов предложил вернуться к
существовавшей в советские времена
«балльной системе» учета нарушений
ПДД. В советские времени при накоплении
определенного количества баллов за
правонарушения в карточке их учета на
временном разрешении (оно прилагалось
к правам) делали дырки. Если в течение
года такие дырки пробивались три раза,
то у автомобилиста отбирали права, после
чего он был вынужден снова сдавать
экзамены в ГАИ.
На Украине подобную систему
оплаты штрафов через Интернет уже
опробовали. В январе 2010 г. в Киеве ГАИ
совместно с компанией «Онлайн Держ
Сервіс» предложили нарушителям оплачивать
штрафы на сайте с помощью платежной
карты. Заполнив специальную форму,
пользователь мог автоматически уплатить
штраф посредством перевода денег с
карточки на счет госказначейства по
месту прописки. В ответ на адрес
электронной почты пользователя приходит
квитанция о получении денег. Отметим,
что это предложение вызвало нарекания
у некоторых украинских юристов, которые
указывали на невысокую степень защиты
персональной информации в Интернете.
Возможность оплатить штраф с
помощью карты есть у американских
нарушителей ПДД. Согласно законодательству
США, в случае нарушения водитель получает
у полицейского квитанцию, которую должен
оплатить через банк. Если он не уплатит
штраф и не подаст апелляцию, суд имеет
право аннулировать его водительские
права.