Определение
Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда РФ
от 27 октября 1995 г.
(Извлечение)
Исакова
обратилась в суд с жалобой на действия
начальника 18-го отдела ГАИ 6 УВД
Центрального административного округа
г. Москвы Р., вынесшего постановление о
наложении на нее административного
взыскания в виде штрафа. Она сослалась
на то, что в сентябре 1994 года при управлении
принадлежащей ей автомашиной была
остановлена инспектором ГАИ, который
изъял у нее водительское удостоверение,
выдав временное разрешение на вождение
автомашины. 18 ноября 1994 г. ею было получено
по почте постановление от 8 ноября 1994
г. о наложении на нее административного
взыскания. Исакова просила отменить
данное постановление, указав, что Правил
дорожного движения не нарушала, инспектор
не представил доказательств ее вины,
вопрос о наложении штрафа рассмотрен
в ее отсутствие без уведомления ее
должным образом и что истек срок
привлечения ее к административной
ответственности.
Решением
Замоскворецкого межмуниципального
районного народного суда Центрального
административного округа г. Москвы в
удовлетворении жалобы отказано, сумма
штрафа снижена с 10250 руб. до 4100 руб.
Президиум
Московского городского суда оставил
без удовлетворения протест заместителя
Председателя Верховного Суда РФ об
отмене судебного решения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда РФ в
протесте поставил вопрос об отмене
судебных решений с вынесением по делу
нового решения об отмене постановления
по делу об административном правонарушении
и прекращении дела.
Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ 27 октября 1995 г. протест удовлетворила
по следующим основаниям.
Отказав в
удовлетворении жалобы Исаковой, суд, в
частности, сослался на то, что присутствие
лица, привлекаемого к административной
ответственности, при рассмотрении дела
в силу ч. 2 ст. 258 КоАП РСФСР не является
обязательным, заявительница не представила
доказательств того, что она не вызывалась
в 18-й отдел ГАИ.
Между тем,
согласно ч. 1 ст. 247 КоАП РСФСР, дело об
административном правонарушении
рассматривается в присутствии лица,
привлекаемого к административной
ответственности. В отсутствие этого
лица дело может быть рассмотрено лишь
в случаях, когда имеются данные о
своевременном его извещении о месте и
времени рассмотрения дела и если от
него не поступило ходатайство об
отложении рассмотрения дела.
Следовательно,
хотя присутствие лица, привлекаемого
к административной ответственности, и
не является обязательным условием
рассмотрения такого дела, однако
необходимо надлежащее извещение лица
о времени и месте рассмотрения дела.
Исходя из
закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции
Российской Федерации принципа
состязательности и равноправия сторон
в судопроизводстве, обязанность доказать
законность применения административного
взыскания, в том числе и соблюдение
установленного законом порядка
рассмотрения дела об административном
правонарушении, в случае рассмотрения
в суде жалобы гражданина на постановление
по делу об административном правонарушении
лежит не на гражданине, как ошибочно
посчитал суд, а на органе (должностном
лице), вынесшем обжалуемое постановление.
В материалах
дела отсутствуют данные, которые
позволили бы достоверно судить о
надлежащем извещении Исаковой о времени
и месте рассмотрения дела об административном
правонарушении.
Из корешков
повесток от 19 сентября 1994 г. и 9 октября
1994 г. не видно, что повестки были вручены
Исаковой. Не содержится таких данных и
в почтовом уведомлении от 17 октября
1994 г., на котором неизвестным лицом
учинена надпись "от подписи отказалась".
Иных документов, надлежаще извещающих
Исакову о времени и месте рассмотрения
дела, представитель должностного лица,
вынесшего обжалуемое Исаковой
постановление, представить не смог.
С мнением
президиума Московского городского суда
о соблюдении требований ч. 1 ст. 247 КоАП
РСФСР, так как Исаковой направлялись
по почте повестки, согласиться нельзя,
поскольку само по себе данное обстоятельство
при отсутствии сведений о получении
этих повесток Исаковой не означает, что
она была надлежаще извещена о времени
и месте рассмотрения дела.
Таким образом,
Исакова не была надлежаще извещена о
времени и месте рассмотрения дела об
административном правонарушении, т.е.
имело место нарушение требований ч. 1
ст. 247 КоАП РСФСР, в связи с чем постановление
о наложении на Исакову административного
взыскания в виде штрафа подлежит отмене.
Поскольку к настоящему времени
двухмесячный срок, установленный для
наложения административного взыскания,
истек, дело об административном
правонарушении не может быть направлено
на новое рассмотрение и производство
по делу подлежит прекращению на основании
п. 3 ч. 1 ст. 273 КоАП РСФСР.