Российские
министерства продолжают соревнование
по внесению поправок в порядок взимания
транспортного налога. Предыдущий
раунд борьбы за обновление налога вел
Минтранс, который в мае предложил
полностью отменить транспортный налог,
а вместо этого ввести дополнительные
акцизов на топливо. Как всегда, идея
была поддержана не полностью – и, столь
же традиционно, изменения были не в
пользу автовладельцев: дополнительные
акцизы ввели, а налог не отменили, а
снизили.
Очередной
ход сделал Минпромторг. Чиновники
предлагают исчислять размер налога на
владельца транспортных средств в
зависимости от того, какому из европейских
стандартов экологии соответствует
машина. Об этом директор
«автомобильного» департамента
министерства Алексей Рахманов
сообщил на конференции «Автомобильный
бизнес — 2010», которую проводила газета
«Ведомости».
По
мысли чиновников, чем ниже экологический
автомобиля, тем более высокий налог
должен платить его владелец. Это должно
стимулировать обновление российского
автопарка.
Идея,
в общем, не нова – в большинстве
европейских стран такая система
исчисления налога действует уже давно.
Правда, в России, как всегда, есть одно
«но». Имя этому «но» - экологические
классы автомобильного топлива. Попытки
классифицировать бензин и солярку по
экологическим стандартам предпринимались
не раз – но постоянно наталкивались на
мощное сопротивление нефтяного лобби,
и разбивались вдребезги.
Между
тем, по оценкам экспертов, подавляющее
количество производимого в России
бензина не соответствует даже нормам
Euro-3. До четверти продаваемого на АЗС
топлива вообще находится «вне экологических
категорий».
Общеизвестно,
что автомобиль определенного экологического
класса должен заправляться топливом
того же класса. В противном случае резко
повышается вероятность выхода из строя,
в частности, каталитических нейтрализаторов
и датчиков выхлопной системы. Из замена
стоит достаточно дорого, а в гарантийном
ремонте изготовитель отказывает,
поскольку были нарушены условия
эксплуатации автомобиля.
В
России заправлять машины «нужным»
топливом не всегда возможно – в ряде
регионов его просто нет на подавляющем
большинстве АЗС. В этих условиях введение
очередного «налогового груза»,
вынуждающего россиян покупать более
экологичные автомобили, выглядит
откровенной насмешкой – а то и
издевательством.
В
прошлый раз Минтранс вносил свой проект
изменения порядка взимания транспортного
налога под лозунгом борьбы за социальную
справедливость. Минпромторг делает то
же самое – но под лозунгом борьбы за
экологию. Но суть дела не меняется.
Увеличивать финансовую нагрузку на
автовладельцев чиновникам гораздо
проще, чем бороться со всемогущими
нефтяными компаниями.