Автогражданка с
медицинским дипломом
Государство планирует изменить
механизмы выплаты возмещения погибшим
в дорожных авариях – Минфин предложил
поднять максимальную сумму компенсации
вреда жизни и здоровью по ОСАГО. Сегодня
потерпевшие остаются вообще без
возмещения.
Министерство финансов
предлагает увеличить сумму компенсации
раненым и погибшим в ДТП до 500 тысяч
рублей – летом 2010 года инициатива должна
быть оформлена в виде законопроекта.
Одновременно в правительстве
рассматривается проект, согласно
которому пострадавшие в авариях с
участием маршруток, автобусов и другого
общественного транспорта будут приравнены
к жертвам авиакатастроф. Тогда компенсация
для них увеличится до 2 млн.
При этом,
по расчетам чиновников, базовые тарифы
ОСАГО вырастут примерно на 30%, что
«посильно для населения».
Министерство
рассчитывает изменить подход к механизму
выплат – они должны стать фиксированными
и включать все расходы, декларируемые
Гражданским кодексом. Также платежи
предполагается сделать авансовыми.
Сейчас, чтобы получить положенное
возмещение – до 160 тысяч рублей на
каждого пострадавшего, – нужно сначала
пролечиться, а потому уже нести в
страховую выписку из больницы и множество
справок. Семьям погибших выплачивают
за погребение не более 25 тысяч рублей.
И тоже только после того, как человека
похоронили.
«Нужно платить авансом,
а потом смотреть на последствия, которые
появились, смотреть, насколько реальные
расходы превысили аванс, и доплачивать»,
– цитирует РИА «Новости» заместителя
директора департамента финансовой
политики Минфина Веру Балакиреву. Однако
чтобы повышение максимальной суммы
стало актуальным для многих, придется
поставить автогражданку на другие
рельсы – если закон об ОСАГО останется
в нынешнем виде, номинальное увеличение
«потолка» компенсации на реальное
количество и суммы выплат не
повлияет.
Сейчас автостраховщики
оплачивают лечение только тем, кто не
имеет права на бесплатную медпомощь.
По
закону, пострадавший в ДТП имеет право
требовать возмещения расходов на
лечение, компенсации потерянного
заработка, оплаты дополнительного
питания и санаторно-курортного лечения
и даже на переподготовку по другой
профессии. Но если у пострадавшего есть
медицинский полис, получить деньги он
не сможет. Также законом предусматривается
возможность назначения пособия по
утрате кормильца, если погибший в ДТП
имел иждивенцев,
но для этих
выплат предусмотрена трудоемкая
бюрократическая процедура.
По словам
Балакиревой, сейчас количество выплаченных
компенсаций вреда жизни и здоровью в
рамках ОСАГО ничтожно мало – порядка
1%.
Получается, что какой бы ни была
сумма компенсаций, страховщики в любом
случае уходят от выплат. «Наиболее
просто взыскать со страховой компании
потерянный заработок – эта выплата
производится на основании больничного
листа. Доказать свою правоту в суде в
этом случае также несложно. Дела о
компенсации расходов на лечение чаще
всего являются бесперспективными, –
говорит юрист коллегии Марат Бикбов. –
В случае если вы хотите компенсировать
расходы на лечение, вам необходимо
сначала убедить врача в том, что вам оно
необходимо. Препарат или процедура
должны быть выписаны именно по диагнозу,
связанному с травмой в ДТП. Однако
возмещение, скорее всего, будет невелико».