Сигналы светофора и регулировщика
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения, сигналы светофора могут
быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда
и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или
две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок),
которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
- ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
- ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время
его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для
информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца
горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
- ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
- ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии
нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об
опасности;
- КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов*,
имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но
их действие распространяется только на направление (направления),
указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево,
разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным
знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в
дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции
означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый
сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она
информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и
указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал
дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен
в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется
только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал
разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может
использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного
размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером
200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых
пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы
светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения
транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем,
направление движения по которым может изменяться на противоположное,
применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и
зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы
соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой
они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть
дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз
направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене
сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает
стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
6.8. Для регулирования движения
трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по
выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной
сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета,
расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при
включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних,
из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый -
направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение
запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий
сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение
транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих
бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в
пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива,
дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
- со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо,
безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам
разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
- со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
- со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
- пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
- движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке
транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства
или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен
остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп линией (знак 6.16), а при ее отсутствии:
- на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
- перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
- в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая
помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при
включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не
могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах,
определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на
проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно -
остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных
направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны
выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если
они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или
разметки.
В случае если значения сигналов светофора
противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны
руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах
одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться
звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о
запрещении движения через переезд.
___________________________
* - Вместо красных и желтых стрелок в том же значении
могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на
них черными контурными стрелками.
|