ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ (часть 3)
12.07.2009, 21:31
<1> Часть 5 статьи 11
Закона.
61. В резолюции по обращению
руководитель подразделения системы МВД России обязан в письменном виде
определить исполнителя, сроки и порядок его разрешения, а также необходимость
осуществления контроля. Допускается установление сокращенных сроков
рассмотрения обращения.
62. Запрещается писать на
тексте обращения. Допускается с помощью маркера выделять отдельные участки
текста, имеющие принципиальное значение и требующие особого внимания в ходе
непосредственного разрешения обращения исполнителем.
63. Запрещается поручать
рассмотрение обращения структурному подразделению, к компетенции которого не
отнесены изложенные в нем вопросы. При необходимости рассмотрение обращения
поручается нескольким структурным подразделениям (соисполнителям). При этом
подразделение, указанное в поручении первым, является ответственным
исполнителем. Привлечение к рассмотрению обращения иных подразделений
допускается по решению руководителя подразделения системы МВД России, давшего
поручение, на основании мотивированного рапорта ответственного исполнителя.
64. Передача обращения
исполнителю для рассмотрения осуществляется по карточке или журналу учета
письменных обращений (реестру или разносной книге при ведении
автоматизированной информационной системы). При этом в учетных формах
обязательно вносится дата передачи, подпись, фамилия исполнителя
(соответственно, номер и дата по реестру, разносной книге).
65. Исполнитель в ходе
рассмотрения обращения <1>:
--------------------------------
<1> Статья 10 Закона.
65.1. Обеспечивает объективное,
всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с
участием гражданина, направившего обращение.
65.2. Запрашивает необходимые
для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных
органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.
65.3. Принимает меры,
направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных
интересов гражданина.
66. Если в ходе проверки
обращения выявлены признаки преступления или административного правонарушения,
исполнитель составляет рапорт на имя руководителя подразделения системы МВД
России, давшего поручение, который регистрируется и рассматривается как
сообщение о происшествии. Другие вопросы, изложенные в обращении, не связанные
с признаками преступления или административного правонарушения, рассматриваются
в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией. Если выявленные признаки
преступления или административного правонарушения касаются сути всего
обращения, оно направляется в дежурную часть подразделения системы МВД России,
где регистрируется и затем рассматривается как сообщение о происшествии в порядке,
установленном нормативными правовыми актами МВД России.
67. Гражданин, обращение
которого рассматривается в подразделении системы МВД России, имеет право
<1>:
--------------------------------
<1> Статья 5 Закона.
67.1. Представлять
дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их
истребовании. В этом случае указанные материалы приобщаются к материалам
проверки.
67.2. Знакомиться с документами
и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит
законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные
интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся
сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. В
этом случае подразделение системы МВД России вправе мотивированно отказать
гражданину в ознакомлении с материалами по разрешению его обращения.
67.3. Получать письменный ответ
по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных
в пунктах 43 и 87 настоящей Инструкции, уведомление о переадресации обращения.
67.4. Обращаться с жалобой на
принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с
рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
67.5. Обращаться с заявлением о
прекращении рассмотрения обращения.
68. Обращение, поступившее в
подразделение системы МВД России в соответствии с его компетенцией,
рассматривается в течение 30 дней <1>. Указанный срок исчисляется от даты
регистрации обращения в подразделении, непосредственно осуществляющем
рассмотрение обращения и ведущем самостоятельное делопроизводство, до даты
направления окончательного ответа автору. Промежуточный ответ (о продлении срока
либо о проведении тех или иных действий, о результатах которых будет сообщено
позднее) не является основанием для прекращения рассмотрения обращения.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 12
Закона.
69. При поступлении
установленным порядком запроса из государственного органа, органа местного
самоуправления или от должностного лица, рассматривающего обращение,
подразделение системы МВД России обязано в течение 15 дней предоставить
документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением
документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых
установлен особый порядок предоставления <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 10
Закона.
70. Сроки, предусмотренные
настоящей Инструкцией, исчисляются в календарных днях. Если окончание срока
рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого
срока считается предшествующий ему рабочий день.
71. По аналогичному обращению,
приобщенному к материалам проводящейся проверки, срок его рассмотрения
соответствует сроку рассмотрения первого обращения. При этом в ответе
гражданину обязательна ссылка на все приобщенные обращения и адресаты (если они
имеются), откуда они получены. Например, "На Ваше обращение в ГУВД по
Тюменской области, а также на Ваше обращение в областную прокуратуру,
направленное в наш адрес по подведомственности, сообщаем...".
72. Срок рассмотрения обращения
соисполнителем составляет половину общего срока, установленного на
рассмотрение.
73. В исключительных случаях, а
также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу руководитель подразделения системы МВД
России вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, о
чем уведомляется гражданин, направивший обращение <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 12
Закона.
74. Для продления срока
рассмотрения обращения исполнитель представляет рапорт на имя руководителя
подразделения системы МВД России не позднее трех дней до истечения
установленного срока с указанием причин продления и конкретных мер, необходимых
для завершения рассмотрения обращения.
75. После завершения проверки,
проведенной по сведениям, изложенным в обращении, для обобщения результатов
составляется мотивированное заключение.
Если для подготовки ответа по
обращению не требуется проведение проверки, мотивированное заключение не
составляется.
76. Заключение составляется в
произвольной форме, должно содержать объективный анализ собранных материалов, а
также выводы по итогам проверки, в том числе решение о списании материалов в
дело. Заключение подписывается лицом, производившим проверку, и утверждается
руководителем органа внутренних дел.
77. Если в ходе проверки по
обращению выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов граждан,
недостатки и упущения в деятельности подразделения системы МВД России,
злоупотребления должностных лиц служебным положением, а также необоснованность
принятых ими решений, явившихся причиной жалобы, в заключении указываются меры,
принятые к виновным лицам. Документы о принятии таких мер либо их копии
(соответствующие выписки) обязательно прилагаются к материалам проверки.
78. Руководитель подразделения
системы МВД России принимает меры по защите чести и достоинства сотрудников,
реализации или восстановлении их законных прав, если сведения, изложенные в их
рапортах или обращениях граждан, нашли свое подтверждение.
79. Ответ гражданину по
существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на
официальном бланке подразделения системы МВД России за подписью руководителя
подразделения системы МВД России. При необходимости разъясняется порядок
обжалования принятого решения.
80. Если ответ по существу
поставленных в обращении вопросов не может быть дан без разглашения сведений,
охраняемых законодательством Российской Федерации, в том числе составляющих
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину,
направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу
поставленных в нем вопросов в связи с недопустимостью разглашения указанных
сведений <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 11
Закона.
81. Текст ответа составляется в
официальном стиле и не должен содержать служебные аббревиатуры (например, МОБ,
УУМ, ОУР). Ссылки на те или иные статьи нормативных правовых актов без
дальнейшего разъяснения их требований не допускаются.
82. Запрещается направлять гражданам
ответы с исправлениями, ошибками (в том числе в реквизитах).
83. Ответ на обращение,
поступившее в подразделение системы МВД России по информационным системам
общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 10
Закона.
84. Основанием для отказа в
рассмотрении Интернет-обращения может являться:
84.1. Указание автором
недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа.
84.2. Поступление дубликата уже
принятого электронного сообщения.
84.3. Некорректность содержания
электронного сообщения.
84.4. Невозможность
рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении
обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).
85. На коллективное обращение
ответ дается на имя гражданина, по фамилии которого оно учтено. В тексте ответа
необходимо указывать, что ответ дается на коллективное письмо.
86. По обращению, некорректному
по содержанию, автору направляется ответ о недопустимости злоупотребления
правом на обращение.
87. По обращению, некорректному
по изложению, автору направляется мотивированный ответ об оставлении его
обращения без рассмотрения, если его фамилия и почтовый адрес поддаются
прочтению.
88. Регистрацию и учет письменных
обращений, поступивших в адрес Министерства внутренних дел Российской Федерации
<1> и его руководства, осуществляет УД АД МВД России с использованием
автоматизированной информационной системы.
--------------------------------
<1> Далее -
"Министерство".
89. Если в обращении не
содержится информация о результатах рассмотрения обозначенных вопросов
соответствующими территориальными (линейными) органами внутренних дел и
разрешение этих вопросов не относится к исключительной компетенции
подразделений центрального аппарата Министерства, допускается его передача для
непосредственного рассмотрения в органы внутренних дел по субъектам Российской
Федерации, органы внутренних дел на транспорте, управления (отделы) внутренних
дел на закрытых территориях и режимных объектах.
V. Хранение письменных обращений и материалов,
связанных с их рассмотрением
90. После подписания ответа
автору письменного обращения само обращение и связанные с его рассмотрением
материалы проверки с отметкой "в дело" на листе для резолюций или
заключении, датой и подписью руководителя подразделения системы МВД России,
принявшего такое решение, передаются в подразделение делопроизводства для
отправки ответа заявителю.
91. Каждое рассмотренное
письменное обращение и все документы, относящиеся к его разрешению,
исполнителем формируются и сшиваются в отдельный материал <1> в следующей
последовательности:
--------------------------------
<1> Далее -
"материал(ы) по письменному(ым) обращению(ям)",
"материал(ы)".
опись документов, находящихся в
материале по письменному обращению;
лист резолюций по письменному
обращению;
письменное обращение,
приложения к нему (если они имеются);
копия ответа автору обращения,
а также (если имеются) копии промежуточных ответов автору, рапорт о продлении
срока разрешения;
заключение по результатам
разрешения обращения (если проводилась проверка);
материалы проверки по
письменному обращению (если она проводилась).
92. Оригиналы личных документов
(свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о
регистрации, свидетельство о собственности и другие правоустанавливающие
документы) к материалу по письменному обращению не приобщаются, а возвращаются
автору обращения путем личного вручения или способом, обеспечивающим их
сохранность.
93. При необходимости
направления или возврата самого обращения после его рассмотрения в другие
государственные органы, органы местного самоуправления или другому должностному
лицу в материал по письменному обращению подшивается его копия, а также копии
сопроводительного документа и ответа автору. В учетную форму вносятся
соответствующие сведения.
94. Запрещается расшивать
законченный производством и списанный в дело материал по письменному обращению,
а также изымать из него какие-либо документы.
95. Материалы по письменным
обращениям граждан формируются в отдельных накопительных делах, где они между
собой не сшиваются, располагаются в хронологическом порядке, исходя из даты их
списания, и хранятся в соответствии с правилами делопроизводства. Опись к
накопительному делу должна содержать следующие графы: фамилия автора обращения;
регистрационный номер обращения; количество листов в материале по письменному
обращению; отметка о движении материала.
96. При частом изъятии из
накопительных дел материалов по письменным обращениям допускается ведение
Журнала учета движения материалов по письменным обращениям граждан (приложение
N 5). Указанный журнал оформляется и ведется по правилам делопроизводства.
97. Допускается хранение в
отдельных томах накопительных дел коллективных, повторных, многократных,
анонимных, некорректных по содержанию или изложению обращений, а также
обращений, содержащих исковые заявления, с материалами, связанными с их
рассмотрением (исполнением судебных решений).
98. В учетную форму вносятся
сведения о месте хранения материалов рассмотренного обращения. При изъятии
материала по письменному обращению из накопительного дела в описи проставляются
отметки о движении материала.
99. С разрешения руководителя
подразделения системы МВД России допускается направление материалов по
письменным обращениям, их копий или копий отдельных документов в другие подразделения
системы МВД России, государственные органы, органы местного самоуправления.
100. Работникам подразделений
делопроизводства запрещается принимать на хранение нерассмотренные письменные
обращения, а также неправильно или не полностью оформленные материалы проверок
по письменным обращениям.
101. Запрещается хранение
рассмотренных материалов по письменным обращениям у исполнителей. В
исключительных случаях, в связи с осуществлением контроля, по распоряжению
руководителя подразделения системы МВД России допускается их хранение у
уполномоченного на то должностного лица с обязательной отметкой об этом в описи
материалов, находящихся в накопительном деле.