Русский
бунт против "мигалок"
Общественная борьба с «мигалками»
снова набирает обороты. Федерация
автовладельцев России (ФАР) призывает
водителей блокировать автомобили
чиновников, выезжающих на встречную
полосу. Правозащитники готовят
законопроект, в котором предложат лишить
спецсигналов машины практически всех
чиновников. Интернет-общественность,
в свою очередь, бурно отреагировала на
видео езды по «встречке» автомобиля
советника президента Владимира
Шевченко.
Катализатором народного
гнева послужила распространенная в
сети видеозапись: автомобиль BMW советника
президента Владимира Шевченко с
включенными спецсигналами выскочил на
«встречку» на Смоленской улице в Москве.
Видео снял на любительскую камеру
бизнесмен Андрей Хартли, который в тот
момент ехал по своей полосе, а автомобиль
чиновника двигался прямо на него. На
видео видно, как водитель Владимира
Шевченко пытается отнять у автомобилиста
видеокамеру и запрещает снимать. Из
стоящей рядом в пробке машины выходит
третий водитель и вступается за Хартли.
В кадре появляется и сам советник
президента, который, открыв дверь BMW,
возмущенно спрашивает, на каком основании
ведется видеосъемка.
Владимир
Шевченко, в свою очередь, в эфире «Русской
службе новостей» назвал поведение
господина Хартли преднамеренной
провокаций.
«Я опаздывал, - заявил
советник президента. - Но я бы никогда
не пошел на встречную полосу, если бы
не видел, что четыре полосы движения на
расстоянии трехсот метров полностью
свободны». «Мы только вышли из левого
ряда, как в это время увидели, что летит
машина. Он шел преднамеренно прямо на
нас! Я успел дать команду водителю
остановиться. Мы остановились, а он
прямо вплотную пошел и уже на ходу
доставал камеру и снимал», - сказал
он.
«И когда ко мне после этого
подбегает молодой человек, я мог вообще
не открывать дверь. Но я открываю, и он
говорит: «Представьтесь». Почему я
должен ему представляться? И на каком
основании он снимает меня? Пусть снимает
машину!», сказал Шевченко. «Ведь если
во всем цивилизованном мире вы попробуете
подбежать и снимать, прости меня, можно
получить по одному месту», - убежден
советник президента. Между тем, адвокат
Антон Лелявский рассказал «Газете.Ru»,
что каких-либо ограничений по подобному
роду съемкам и размещению их в интернете
в российском законодательстве нет.
Андрей
Хартли рассказал «Газете.Ru», что никакой
провокации не планировал.
«Все было
очень спонтанно и на эмоциональном
порыве, скопилось негодование и возмущение
тем, что творится на дорогах из-за
произвола чиновников, - сказал он. – У
меня не было какой-то конкретной цели:
камера это для меня защита и свидетель,
который покажет, как все было». Бизнесмен
подчеркнул, что ежедневно встречает на
магистралях Москвы несущихся по
«встречке» чиновников. «Кто эти люди и
почему они получают эти привилегии –
так ли это необходимо? - спрашивает
Андрей Хартли. - Для обыкновенного
обывателя это тайна».
Правозащитники
отмечают, что бизнесмен Хартли поступил
правомерно, а автомобиль чиновника
создал реальную угрозу безопасности
дорожного движения. «Водитель авто со
спецсигналами должен убедиться, что не
создает помех другим участникам движения.
На записи видно, что после того, как BMW
вновь поехал, он сделал настолько резкий
рывок, что никакого обеспечения
безопасности не было», - заявил «Газете.Ru»
председатель ФАР Сергей Канаев.
В
апреле под эгидой ФАР пройдут массовые
акции протеста против использования
чиновниками спецсигналов. «Акция пройдет
под лозунгом «Слуга народа, снимай
мигалку» и будет состоять из двух частей
– пассивной и активной», - рассказал
Сергей Канаев. Пассивные участники
акции будут сопровождать автомобили
чиновников, выскакивающих на полосы
встречного движения, «живой волной» из
сигналов клаксонов. Самые активные
участники акции будут блокировать
проезд чиновников по примеру Андрея
Хартли.
Однако организаторы акции
предупреждают, что за это водителей
могут оштрафовать. Кроме того, ФАР
планируют инициировать внесение поправок
в ПДД, касающихся права преимущественного
проезда, и оставить спецсигналы 10-20
чиновникам. «Всем чиновникам не нужны
мигалки, пусть ездят в сопровождении,
этого вполне достаточно», - считает
господин Канаев. Между тем, на минувшей
неделе стало известно, что количество
только правительственных автомобилей
со «спецсигналами» было увеличено с 25
до 30. По официальным данным, в России
для чиновников предусмотрено всего 964
автомобиля со спецсигналами, по
неофициальным – на 200 больше. Между тем,
в ГИБДД России «Газете.Ru» заявили, что
регулярно проводят рейды по выявлению
незаконного использования спецсигналов.
«Нелегальных «мигалок» в Москве нет, а
если и есть, то мы их выявим», - сказали
в ведомстве. Однако как-то комментировать
действия чиновников, выскакивающих на
«встречку», в ГИБДД отказались: «Здесь
как-нибудь без нас».
Блогеры, в свою
очередь, призывают автовладельцев
организовать «фотоохоту» на VIP-персон,
разъезжающих по встречной полосе. Так,
уже в некоторых виртуальных дневниках
появилось около 20 кадров мчащихся по
«встречке» машин со «спецсигналами».
Отметим, что в интернете уже существуют
тематические сайты, на которых пользователи
рунета выкладывают фотографии автомобилей
чиновников, разъезжающих по встречным
полосам. Одним из самых популярных был
сайт migalki.com, однако его сервер, расположенный
в США, был закрыт, после чего часть
ресурса переехала на адрес
o001oo.ru.
«Предположительно сервер
migalki.com отключили по запросу спецслужб,
- рассказал «Газете.Ru» координатор сайта
o001oo.ru Дмитрий Галинович. – С администрацией
сайта до закрытия активно общались
различные силовые структуры».
Между
тем, эксперт ресурса понимает, что меньше
авто со спецсигналами, несмотря на
активное обсуждение в интернете и
инициативы правозащитников, скорее
всего не станет. «Сейчас их и так в разы
меньше, - сказал Дмитрий Галинович. -
Конечно, злоупотребления со стороны
чиновников
есть. Поэтому, нужно ужесточить контроль
над использованием мигалок, как это
делается в США. Там каждый полицейский
автомобиль оснащен видеокамерой, она
начинает запись в тот момент, когда
включается сирена и проблесковые маячки.
Поэтому можно всегда проверить –
правомерно ли использовалась «мигалка».
В
США, видимо, не рассматривается
вероятность, что полицейская машина
может нарушать правила, не включив
«спецсигналы».
Однако стоит учитывать
и особенности менталитета чиновников.
Так, в 2005 году московские гаишники
потеряли автомобиль, в котором находился
президент Франции Жак Ширак, посетивший
Москву в связи с открытием памятника
Шарлю де Голлю. Как выяснилось, глава
Франции отстал от кортежа Владимира
Путина, потому что его автомобиль ехал
по перекрытым дорогам Москвы с соблюдением
всех правил и останавливался на каждый
«красный» сигнал светофоров.
|