4.7.4 Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы,
запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений
водителя и пассажиров, звуковой сигнальный прибор, устройство обогрева и обдува
ветрового стекла, предусмотренное изготовителем АТС противоугонное устройство,
аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе,
аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие, приборы
внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация
их работы должны быть работоспособны.
Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться
в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном.
Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его
управления издавать непрерывный и монотонный звук, акустический спектр которого
не должен претерпевать значительных изменений.
4.7.5 Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и
иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование салона
автобуса дополнительными элементами конструкции (или создание иных
препятствий), ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам.
4.7.6 Спидометры и одометры должны быть работоспособны.
Тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном
порядке и опломбированы.
4.7.7 Ослабление затяжки болтовых соединений и разрушения
деталей подвески и карданной передачи АТС не допускаются.
Рычаг регулятора уровня пола (кузова) АТС с
пневмоподвеской в снаряженном состоянии должен находиться в положении,
предписанном изготовителем в эксплуатационной документации. Давление на контрольном
выводе регулятора уровня пола АТС с пневмоподвеской, изготовленных после
01.01.97, должно соответствовать указанному в табличке изготовителя.
4.7.8 На АТС категорий N_2, O_3 и О_4 демонтирование или
изменение места размещения установленного изготовителем заднего защитного
устройства (ЗЗУ) не допускается. ЗЗУ по длине должно быть не более длины задней
оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны.
4.7.9 Деформации вследствие повреждений или изменения
конструкции передних и задних бамперов легковых автомобилей, автобусов и
грузовых автомобилей, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей
бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных
материалов) менее 5 мм, не допускаются.
4.7.10 Видимые разрушения, короткие замыкания и следы
пробоя изоляции электрических проводов не допускаются.
4.7.11 Замок седельно-сцепного устройства седельных
автомобилей-тягачей должен после сцепки закрываться автоматически. Ручная и
автоматическая блокировки седельно-сцепного устройства должны предотвращать
самопроизвольное расцепление тягача и полуприцепа. Деформации, разрывы, трещины
и другие видимые повреждения сцепного шкворня, гнезда шкворня, опорной плиты,
тягового крюка, шара тягово-сцепного устройства, разрушение, трещины или отсутствие
деталей крепления сцепных устройств не допускаются.
Одноосные прицепы (кроме роспусков) и прицепы, не
снабженные тормозами, должны быть оборудованы предохранительными
приспособлениями (цепями, тросами), которые должны быть работоспособны. Длина предохранительных
цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной
поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва
(поломки) тягово-сцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны
крепиться к деталям тягово-сцепного устройства или деталям его крепления.
Прицепы (кроме одноосных и роспусков) должны быть
оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении,
облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем. Деформации сцепной петли
или дышла прицепа, грубо нарушающие положение их относительно продольной
центральной плоскости прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения
сцепной петли или дышла прицепа не допускаются.
Продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой
для сцепленного с прицепом тягача не допускается.
Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей должны обеспечивать
беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная
расцепка не допускается.
4.7.12 Передние буксирные устройства АТС (за исключением
прицепов и полуприцепов), оборудованных этими устройствами, должны быть
работоспособны.
4.7.13 Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств
полуприцепов технически допустимой максимальной массой до 40 т должен быть в пределах
от номинального, равного 50,9 мм, до предельно допустимого, составляющего 48,3
мм, а наибольший внутренний диаметр рабочих поверхностей захватов сцепного
устройства - от 50,8 мм до 55 мм соответственно.
Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств с клиновым замком полуприцепов с
технически допустимой максимальной массой до 55 т должен быть в пределах от
номинального, равного 50 мм, до предельно допустимого, составляющего 49 мм, а
полуприцепов с технически допустимой максимальной массой более 55 т - в
пределах от номинального, равного 89,1 мм, до предельно допустимого,
составляющего 86,6 мм.
Диаметр зева тягового крюка тягово-сцепной системы "крюк-петля"
грузовых автомобилей-тягачей, измеренный в продольной плоскости, должен быть в
пределах от минимального, составляющего 48,0 мм, до предельно допустимого,
равного 53,0 мм, а наименьший диаметр сечения прутка сцепной петли - от 43,9 мм
до 36 мм соответственно.
Диаметр шкворня типоразмера 40 мм беззазорных тягово-сцепных устройств с
тяговой вилкой тягового автомобиля должен быть в пределах от номинального,
составляющего 40 мм, до минимально допустимого, равного 36,2 мм, а диаметр
шкворня типоразмера 50 мм - в пределах от номинального, составляющего 50 мм, до
минимально допустимого, равного 47,2 мм. Диаметр сменной вставки типоразмера 40
мм дышла прицепа должен быть в пределах от номинального, составляющего 40 мм,
до предельно допустимого, равного 41,6 мм, а сменной вставки типоразмера 50 мм
- в пределах от номинального, составляющего 50 мм, до предельно допустимого,
равного 51,6 мм.
Диаметр шара тягово-сцепного устройства легковых автомобилей должен быть в
пределах от номинального, равного 50,0 мм, до минимально допустимого,
составляющего 49,6 мм.
4.7.14 АТС должны быть оснащены ремнями безопасности
согласно требованиям эксплуатационных документов.
Не допускается эксплуатация ремней безопасности со следующими дефектами:
- надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
- замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после
нажатия на кнопку замыкающего устройства;
- лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство
(катушку);
- при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение
(блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки),
оборудованного механизмом двойной блокировки лямки.
4.7.14а Установка надувных защитных систем, не
предусмотренных эксплуатационной документацией АТС, не допускается.
4.7.15 АТС должны быть укомплектованы знаком аварийной
остановки, выполненным по ГОСТ Р 41.27, медицинской аптечкой, а автобусы
категории М_3 классов II и III - тремя аптечками. Кроме того, АТС категорий
М_3, N_2, N_3 должны быть укомплектованы не менее, чем двумя противооткатными
упорами. Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним
порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л, а автобусы и
грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, - двумя, один из
которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне
(кузове). АТС для перевозки опасных грузов должны быть оснащены не менее, чем
двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 5 л [3].
Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не
допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для
использования препаратами.
4.7.16 Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные
батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на АТС,
оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены
в местах, предусмотренных конструкцией АТС.
4.7.17 На АТС, оборудованных механизмами продольной
регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом
перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы
должны быть работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти
механизмы должны автоматически блокироваться.
4.7.18 Высота подголовника от подушки сиденья в свободном
(несжатом) состоянии, на АТС, изготовленных после 01.01.99 и оборудованных
нерегулируемыми по высоте подголовниками, должна быть не менее 800 мм,
высота регулируемого подголовника в среднем положении - (800+-5) мм. Для
АТС, изготовленных до 01.01.99, допускается уменьшение указанного значения до
(750+-5) мм.
4.7.19 АТС должны быть оборудованы предусмотренными
конструкцией надхолесными грязезащитными устройствами. Ширина этих устройств
должна быть не менее ширины применяемых шин.
4.7.20 Вертикальная статическая нагрузка на тяговое
устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) в снаряженном
состоянии не должна быть более 490 Н. При вертикальной статической
нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка
должна быть оборудована механизмом подъема-опускания, обеспечивающим установку
сцепной петли в положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом.
4.7.21 Держатель запасного колеса, лебедка и механизм
подъема-опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое
устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом.
4.7.22 Демонтирование опорного устройства полуприцепов не
допускается. Механизмы подъема и опускания опор и фиксаторы транспортного
положения опор, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного
опускания при движении АТС, должны быть работоспособны.
4.7.23 Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя,
коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной
батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно
устанавливаемых на АТС гидравлических устройств не допускается.
4.7.23а Оборудование АТС не предусмотренными изготовителем
в эксплуатационной документации дополнительными защитными устройствами
(решетками) перед передним бампером, не покрытыми эластичными материалами, не
допускается.
4.7.24 Оборудование АТС оперативных служб специальными
световыми и (или) звуковыми сигнальными приборами, нанесение специальной
цветографической окраски должно соответствовать ГОСТ Р 50574 и без
соответствующего разрешения не допускается.
4.7.25 Не допускаются:
ненадежное крепление амортизаторов вследствие сквозной коррозии мест или
деталей крепления;
чрезмерная общая коррозия рамы и связанных с ней деталей крепления или
элементов усиления прочности основания кузова автобуса, грозящая разрушением
всей конструкции;
сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского помещения автобуса,
способные служить причиной травмы:
коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова, нарушающие их прочность;
вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость
модели АТС.
4.7.26 Грозящие разрушением грубые повреждения и трещины
или разрушения лонжеронов и поперечин рамы, щек кронштейнов подвески, стоек
либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов не допускаются.
4.8 Требования к маркировке
АТС
4.8.1 Маркировка, нанесенная на АТС, должна соответствовать
указанной в документах на АТС.
4.8.2 Государственные регистрационные знаки на АТС должны
быть установлены и закреплены на предусмотренных местах по ГОСТ Р 50577.
4.8.3 У АТС, оснащенных газовой системой питания, на
наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные
данные, в том числе даты действующего последующего освидетельствования.
5 Методы проверки
5.1 Методы проверки
тормозного управления
5.1.1 Характеристики методов
проверки тормозного управления
5.1.1.1 Эффективность торможения и устойчивость АТС при
торможении проверяют на стендах или в дорожных условиях.
5.1.1.2 Исключен.
См. текст пункта 5.1.1.2
5.1.1.3 Относительная погрешность измерения не должна
превышать при определении, %:
- тормозного пути
+-
5
- тормозной силы
+-
3
- усилия на органе управления
+-
7
- установившегося замедления
+-
4
- давления
воздуха в
пневматическом или
+- 5
пневмогидравлическом
тормозном приводе
- усилия вталкивания
сцепного устройства прицепов, +- 5
оборудованных
инерционным тормозом
- продольного уклона площадки
для выполнения торможений +- 1
- массы транспортного средства
+-
3
Абсолютная погрешность измерения
не должна превышать при
определении:
- начальной скорости
торможения, км/ч +-
1
- времени срабатывания
тормозной системы, с
+- 0,1
- времени запаздывания
тормозной системы, с
+- 0,1
- времени нарастания
замедления, с
+-
0,1.
Примечание - Погрешность расчетного определения начальной скорости по
результатам измерения замедления АТС при торможении - не более +- 2 км/ч.
5.1.1.4 Допускается проверять показатели эффективности торможения
и устойчивости АТС при торможении методами и способами, эквивалентными
установленным настоящим стандартом, если они регламентированы нормативными
документами. На заводах-изготовителях АТС допускается проверять показатели
эффективности торможения и устойчивости при торможении новых АТС иными
методами, способами и средствами, обеспечивающими возможность подтверждения
соответствия АТС*.
* Допускается проверка по ГОСТ Р 41.13-99 или ГОСТ Р
41.13-Н-99.