У
ГИБДД заберут талон
С 2011 г. пройти техосмотр можно будет
не в ГИБДД, а в частном техцентре — и
там же отремонтировать машину. Закон,
передающий частным компаниям право
свидетельствовать техническую исправность
автомобиля, одобрен на совещании у
первого зампреда правительства Игоря
Шувалова с членами правительственной
комиссии по безопасности дорожного
движения, рассказали «Ведомостям»
участники совещания. Проект председателя
думского комитета по транспорту Сергея
Шишкарева поддержан — но с учетом
замечаний рабочей группы Минэкономразвития
и ГИБДД, сообщили в секретариате Шувалова.
Сейчас выдавать талон может только
ГИБДД. По новому порядку это право
передается частным центрам техосмотра
— членам саморегулируемых организаций
(СРО) или специально аккредитованным
правительством организациям. У центра
должен быть компенсационный фонд или
страховка — на случай, если автомобиль
будет поврежден при осмотре.
Периодичность техосмотра не меняется:
три года для машин не старше двух лет,
два года для авто до семи лет, год — для
более старых машин. Стоимость техосмотра
будет устанавливать правительство.
Для техосмотра будут обязательны
паспорт, водительское удостоверение и
свидетельство о регистрации автомобиля,
а полис ОСАГО и медицинская справка не
нужны. Пройдя техосмотр, водитель получит
диагностическую карту и, если неисправностей
не обнаружено, талон об исправности
машины. Если же машина неисправна и для
получения талона потребуется ремонт,
повторный техосмотр будет бесплатным.
Чиновники и депутаты не могли
договориться, разрешать ли техцентрам
и осматривать машины, и ремонтировать
их. Депутаты считали, что автовладелец
вправе выбрать, устранять неисправность
на месте или отправиться в другой
техсервис. Против было Минэкономразвития
— оно даже собиралось запретить ремонт
в техцентре, где обнаружили неисправность,
иначе там начнут дефекты выдумывать.
После долгих обсуждений решено разрешить
совмещение, рассказывает чиновник
министерства: главная цель — техосмотр
должен проходить без ГИБДД.
Допуск дилеров к техосмотру — благо
для автовладельцев при условии, что
цена этой процедуры (в регионах — 120-160
руб., в Москве — 520 руб.) останется прежней,
считает председатель Движения
автомобилистов России Виктор Похмелкин.
В крупных регионах более половины
автовладельцев приобретает талон
техосмотра за вознаграждение, делится
данными Похмелкин, в Москве оно начинается
от 3000 руб. Новые правила снизят количество
неисправных машин на дорогах, надеется
Шишкарев: пройти техосмотр будет проще,
а уровень обследования машины в техцентре
будет гораздо выше, чем в ГИБДД.
На прямую выгоду от принятия законопроекта
дилеры не рассчитывают: стоимость
техосмотра будет определяться чиновниками,
замечает президент ассоциации «Российские
автодилеры» Дмитрий Гулин, а клиенты
будут скорее всего совмещать техосмотр
с плановым техобслуживанием автомобиля,
при котором и так устраняют выявленные
неисправности.
Главный управляющий директор розничного
подразделения «Рольфа» Сергей Щербинин
видит в законопроекте и плюсы, и минусы:
с одной стороны, дилеры очень заинтересованы
в привлечении новых клиентов, с другой
— дилеру важно, чтобы желающие пройти
техосмотр не создали очередей в салоне.
Топ-менеджер крупной автоторговой
компании признается, что до кризиса
надеялся, что разрешение на техосмотр
увеличит выручку сервиса. Но 2009 год
показал, что все больше людей стремится
ремонтировать автомобили в неофициальных
сервисах. «Туда они и пойдут устранять
неполадки», — опасается он. По данным
маркетингового агентства GBA (на них
ссылается «Автостат»), доля официальных
дилеров на рынке постпродажного
обслуживания автомобилей к середине
2010 г. упала по сравнению с 2009 г. На 5 до
20%.
Специального исследования конкуренции
между техцентрами Федеральная
антимонопольная служба (ФАС) не проводила,
говорит начальник аналитического
управления ФАС Алексей Сушкевич, но
межбрендовая конкуренция на рынке
достаточно высокая и ФАС будет добиваться,
чтобы производители не ограничивали
проведение техосмотра только в официальных
центрах, а предоставляли такие возможности
и неофициальным. Такой же контроль будет
за действиями власти по аккредитации
центров, обещает он.