Сотрудники
ГАИ снова отличились. На этот раз по силе любви к автомобилистам они превзошли
даже Государственную думу. Та еще не приняла (да что там не приняла, даже еще
не получила на рассмотрение) закон об отмене рукописных доверенностей, а стражи
правопорядка уже начали штрафовать за отсутствие нотариально заверенного
документа о передаче транспортного средства другому лицу, пишут сегодня
"Новые Известия".
Об очередных
нарушениях на дорогах сообщил в конце минувшей недели председатель Комитета
Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
Владимир Плигин. По информации депутата, с начала нового года сотрудники ГАИ
отказываются признавать рукописные доверенности. При этом милиционеры ссылаются
на сообщения СМИ о том, что с 1 января 2005 г. доверенности в "простой
письменной форме" утрачивают силу, отмечает издание.
На первый
взгляд штраф за отсутствие необходимых документов невелик – всего 50 руб.,
однако, встав из-за руля для того, чтобы его заплатить, автолюбитель туда уже
не вернется, по крайней мере до тех пор, пока не найдет хозяина транспортного
средства (во многих случаях это будет очень непросто) и не оформит у нотариуса
новой доверенности. При этом автомобиль будет отправлен на штрафстоянку, а это
еще 1809 руб. за услуги эвакуатора и 52 руб. за каждый час пребывания машины на
приколе.
Владимир
Плигин подтвердил, что закон об отмене рукописной доверенности действительно
разрабатывается, но еще он еще не внесен в Госдуму. Более того, как отмечают
"Новые Известия", даже если закон будет принят и вступит в силу,
рукописные доверенности никто не отменит. Они будут действительны еще на
протяжении трех месяцев. Тем же автомобилистам, которых инспектор ГАИ
попытается оштрафовать за отсутствие нотариально заверенного документа, Плигин
порекомендовал требовать составления протокола, где должно быть указано
основание для взимания штрафа. Впоследствии этот документ позволит доказать
неправомочность действий сотрудника Госавтоинспекции.
Доверенность
на управление автомобилем могут отменить, но только наполовину.
ЛДПР предлагает отменить
доверенность на управлением автомобилем, но только при оформления полиса ОСАГО
с ограничением числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством. По
предложению депутатов доверенность потребуется еще в ряде случаев, например,
для прохождения ТО, заключения договора страхования и других, не связанных с
управлением автомобилем.
На
рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект, в котором предлагается внести
поправки в статью 15 Федерального закона /ФЗ/ "Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств" /ОСАГО/. В
документе, в частности, говорится о том, что "лица, указанные владельцем
транспортного средства в договоре об ОСАГО, получают право управления данным
транспортным средством на срок действия договора страхования без каких-либо
дополнительных документов, подтверждающих право управления".
На этот раз
поход против доверенностей возглавили представители целой думской фракции.
Авторами поправок в закон от ОСАГО являются депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев
и Сергей Иванов. Однако в их предложениях есть норма о том, что в том случае,
если полис оформлен без ограничения количества водителей, то доверенность
по-прежнему будет необходима. Также она понадобится для выезда за границу,
прохождения техосмотра, заключения договора страхования или других операций, не
связанных с управлением машиной.
Разговоры о
либерализации порядка предоставления собственником авто прав на вождение машины
другим лицам ведутся не один год, но всякий раз представители ГАИ находили
аргументы в пользу того, чтобы этого не делать.
Напомним,
что в 2007 г Верховный суд РФ признал законным пункт 2.1.1 российских Правил
дорожного движения /ПДД/, требующий от водителя иметь при себе доверенность от
собственника на право управления транспортным средством и предъявлять его по
требованию сотрудников Госавтоинспекции. Таким образом, два года назад своим
решением Верховный суд, фактически, отказался удовлетворить запрос заявителя,
некого Антона Слободина, который посчитал этот пункт правил противоречащим
Гражданскому кодексу. По его словам, передача управления транспортным средством
является обыкновенной сделкой и не требует обязательного заключения в письменной
форме. Фактически, как заявлял А.Слободин, это то же самое, что дать своему
другу попользоваться игровой приставкой или велосипедом.
Однако МВД
РФ настаивали на том, что доверенность на управление машиной нужна, потому что
автомобиль - это источник повышенной опасности. Кроме того, наличие
доверенности является доказательством того, что машина не похищена и не
находится в угоне.
Как сказал в
интервью ПРАЙМ-ТАСС председатель Движения автомобилистов России Виктор
Похмелкин, доводы милиции о том, что отмена доверенностей на вождение авто
приведет к тому, что выявлять случаи угона машин будет сложнее, несостоятельны.
"Практика рукописных доверенностей, существующая сейчас, не исключает
того, что угонщик может написать от себя вместо владельца машины себе же
доверенность… Кто на дороге будет сверять почерк", - говорит он. По его
словам, "институту доверенности на вождение авто – архаизм". На самом
деле, на определенном этапе, при решении вопроса о способах передачи
собственником авто прав на вождение своей машины другим лицам с помощью
доверенности, произошла подмена юридических норм. "Попытка устранить
противоречия с Гражданским кодексом привели к тому, что несколько лет назад
были отменены нормы, согласно которым доверенность на вождение авто должна была
быть нотариально заверена… Но сейчас, во время очередной волны дискуссий по
поводу отмены доверенностей на вождение авто как таковых, ГАИ, наоборот, снова
заявляет, что нужно вернуть практику нотариально заверенных
доверенностей", - отмечает В.Похмелкин.
"При
отмене доверенностей в идеальном варианте полис не причем. Фактически
автомобилистов толкают на оформление полисов закрытого типа, предполагающих
вписывание в документ данных тех лиц, которые хозяином авто допускаются к
вождению машины. Это опять ограничения, а попытки либерализовать
законодательство опять же представляются половинчатыми", - сетует депутат.
Между тем,
так называемые полисы открытого типа, более дорогих по стоимости /прим. раза в
полтора-два/, предполагают, что вождение авто хозяин машины может передавать
неограниченному количеству лиц. "Повторюсь, связывать увеличение
количества угонов с действием открытых полисов не нужно. Если угонщик может
вместе с машиной украсть и полис, а затем предъявить его автоинспектору, то у
ГАИ должна быть база данных по угонам, как говорится, под рукой. Это их работа
– отслеживать угоны", - говорит В.Похмелкин.
Между тем,
по словам начальника отдела нормативно-правового регулирования и международного
сотрудничества ГИБДД РФ Юрия Шакирова, данный законопроект пока еще не поступал
на рассмотрение в Госавтоинспекцию, однако планы об отмене простой письменной
доверенности в ведомстве уже существуют. Ранее МВД РФ считало, что доверенность
на управление машиной необходима, поскольку ее наличие является доказательством
того, что автомобиль не похищен и не находится в угоне.
На данный
момент водитель должен иметь при себе водительское удостоверение, техпаспорт,
полис ОСАГО и, если автомобиль принадлежит другому лицу, доверенность - в
простой письменной форме или нотариально заверенную. В случае отсутствия
доверенности при проверке сотрудниками ГИБДД машина будет отправлена на
штрафстоянку.
И последнее.
Эксперты отмечают, что РФ является одной из немногих стран, в которой "в
ходу" доверенности на вождение не принадлежащего тебе авто. Скорее всего,
в тех же европейских странах ориентируется в таких случаях на страховые полисы
и не очень бояться роста статистики по угонам машин, так как система страховых
выплат при угоне машины работает как часы и не является форс-мажором, как
нередко до сих пор бывает в РФ.