Поставить,
чтобы… Cнять
Очереди
в ГАИ сокращены по решению Верховного
суда
Получая в
ГАИ новые регистрационные документы и
номерные знаки на свежекупленный
автомобиль, каждый автовладелец на
вопрос "К чему все это?" ответит
без тени сомнения: "Без документов и
знаков никак нельзя… За это штрафуют!"
Но вряд ли скажет что-либо вразумительное,
если задастся вопросом: "А почему,
собственно, перед продажей автомобиля
документы и знаки необходимо сдавать?"
Разрешил
сей кроссворд Верховный суд Российской
Федерации: намедни он установил, что
автовладельцы вовсе не обязаны… снимать
машины с учета перед их продажей!
Рассматривая
частную жалобу, судьи положили на одну
чашу весов Гражданский кодекс РФ, а на
другую - постановление Правительства
России от 12 августа 1994 года №938 "О
государственной регистрации
автомототранспортных средств…" и
Правила регистрации автомототранспортных
средств и прицепов к ним в ГИБДД. И
выяснили, что Гражданский кодекс уверенно
перевешивает абзац 2 пункта 3 первого
из указанных документов и пункт 3.1
второго документа, которые обязывают
собственника автомобиля снимать его с
учета в МРЭО перед продажей.
Признав такое
требование органов ГИБДД противозаконным,
суд установил, что оно не соответствует
нормам ГК, регулирующим основания
возникновения и прекращения права
собственности. И, стало быть, исполнению
не подлежит!
Столь важное
решение, впрочем, давно уже лежало на
поверхности. Ведь и правда: регистрация
автомобиля в МРЭО - это лишь свидетельство
того, что органами ГИБДД автомобиль
допущен к участию в дорожном движении.
Именно поэтому собственник или водитель
автомобиля, не зарегистрированного в
установленном законом порядке и, стало
быть, не имеющий права использовать
автомобиль, за управление им может быть
оштрафован. Иначе говоря: есть обязанность
- есть и ответственность за ее неисполнение.
Но нет никакой ответственности за
неисполнение обязанности по снятию с
учета! Стало быть, если регистрация
автомобиля необходима его владельцу,
то снятие с учета для последующей
продажи, мены или дарения надобно
исключительно… ГАИ. И в таком случае
исключительно ГИБДД о нем должна
позаботиться!
Механизм
совершения регистрационных действий
с учетом сенсационного решения Верховного
суда России до конца пока неизвестен:
в Постановление Правительства РФ №938,
Правила регистрации и Правила дорожного
движения еще предстоит внести
соответствующие поправки. Однако уже
можно предположить, что собственнику
автомобиля Иванову будет вполне
достаточно заключить договор купли-продажи
и передать свое железное имущество
новому владельцу - Петрову. Последний
до постановки автомобиля на учет сможет
предъявлять сотрудникам ДПС регистрационные
документы на автомобиль, свидетельствующие,
что вчера еще автомобиль принадлежал
Иванову, и договор купли-продажи,
подтверждающий, что отныне он принадлежит
Петрову.
Органы МРЭО
по месту жительства Петрова, в которые
он рано или поздно явится, дабы на
основании договора купли-продажи
зарегистрировать автомобиль, у него
отберут документы Иванова, снимут
регистрационные номерные знаки и выдадут
новые. А затем сами сообщат в МРЭО по
месту жительства Иванова, что он от
автомобиля избавился и, стало быть, в
картотеке с него эту обузу (в его,
разумеется, отсутствие) следует снять.
Оценить столь
прогрессивное решение суда на практике
еще только предстоит. Но уже сейчас
ясно: поскольку граждан, снующих по МРЭО
в попытке снять свой автомобиль с учета,
примерно половина от числа всех сюда
входящих, Верховный суд принял деятельное
участие в значительном сокращении
гаишных очередей. Ведь отныне в ГАИ по
месту учета автомобиля не будут толпиться
те, кто машину продает.
"Самый
гуманный в мире", таким образом, лишний
раз показал, что сокращение очередей в
органах МРЭО возможно не за счет создания
системы "одного окна", "двух
дверей", "трех коридоров" и
перехода на изнурительный (на грани
подвига!) круглосуточный режим работы,
а исключительно за счет сокращения
числа мелькающих в этих окнах ненужных
бумажек и лишних обязанностей, возлагаемых
на замордованного нелепыми инструкциями
автовладельца…