встречного движения, за исключением случаев,
предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на
срок от четырех до шести месяцев».
24.10.06 г. было принято Постановление
Пленума Верховного Суда, которое разъясняло действие статьи 12.15. В связи с
изменениями в КоАП многие положения ППВС утратили свою актуальность. В
«Российской газете» В.Кузин дал разъяснения по поводу ситуаций, попадающих под
выезд на полосу встречного движения. РГ-Федеральный выпуск №4626 от 1 апреля 2008
г.
Смесь
ППВС и разъяснения В.Кузина дает вот такой список правонарушений, которые
попадают под ст.12.15 п.4 КоАП:
1.Сегодня водителям при обгоне следует строго
выполнять п.9.2 ПДД: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре
полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для
встречного движения», – вне зависимости, есть двойная разделительная разметка или
нет. Однако, при выезде на встречную полосу можно ссылаться на ППВС, который
считает, что в отсутствии разметки отсутствует состав правонарушения (см.Обязательность
разметки 1.3).
2.На дорогах с двусторонним движением, имеющих
три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для
движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу,
предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД). Трех полос без
разметки не бывает. Т.к. разметка прерывистая, то поворачивать и
разворачиваться можно, но двигаться по крайней левой полосе нельзя.
3.Запрещается обгон на регулируемых
перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых
перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением
обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных
средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта
11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с
ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой
пункта 11.5 ПДД), но в таких местах должны стоять соответствующие знаки, см. Ограничение
видимости.
4.Запрещается объезжать с выездом на полосу
встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные
средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД).
5.Обгон запрещен на железнодорожных переездах и
ближе чем за 100 м
перед ними – п.11.5 ПДД. В населенном пункте этого нельзя делать сразу же за
знаком «Железнодорожный переезд без шлагбаума» или «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом». Вне населенного пункта первый из этих знаков ставится за 150-300 метров от переезда,
дублирующий за 50-100
метров. Эти знаки ставятся совместно со знаками
«Приближение к железнодорожному переезду» с одной и тремя полосами
соответственно. Знак «Приближение к железнодорожному переезду» с двумя полосами
ставится по середине между ними. Берем минимальное расстояние для первого (150 м) и третьего (50 м) знаков. Получаем, что
второй знак будет стоять минимум за 100 метров до переезда. На него и
ориентируйтесь.
6.Обгон под знаком «Обгон запрещен» см.Обгон в зоне
действия знака «Обгон запрещен».
7.Въезд
под знак 3.1 «Въезд запрещен» на дорогу с односторонним движением. Обратите
внимание: при выезде с прилегающей
территории, на которую можно заехать только с участка дороги, обозначенным этим
знаком, никакого знака вы не увидите. Нарушив знак, который установлен далеко
от места выезда, вы можете лишиться прав (п. 5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004).
В случае проезда
под знак «Въезд запрещен» после поворота, следует обратить внимание, что перед
поворотом должен стоять либо предписывающий знак (например, «Движение прямо»),
либо запрещающий (например, «Поворот налево запрещен»). Это связано с тем, что
видимость знака «Въезд запрещен» намного меньше предписанного ГОСТом 100 метров (п.4.4 ГОСТ
52289-2004).
Если вы движетесь по дороге с полосой для
маршрутных транспортных средств – знак 5.11, то за выезд навстречу маршрутным
транспортным средствам вас лишат прав. Однако, движение по этой полосе в
попутном направлении повлечет наказание только по ст.12.16 КоАП.
8.«Поворот
должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих
частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения», –
п.8.6 ПДД. Этот пункт отсутствует в ППВС от 24.10.06 г., однако г-н В.Кузин
приводит его в списке нарушений. В суде следует ссылаться на то, что ППВС
содержит исчерпывающий список пунктов ПДД, нарушение которых попадает по
диспозицию ст.12.15 п.3 и п.4, и п.8.6 ПДД там нет.
Напоследок.
Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Но наказание за
такое нарушение только по ст.12.15 п.3, а не п.4 КоАП. Разрешается движение по
трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с
проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при
объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если
при этом не создаются помехи трамваю.
Обращаю внимание, что ст.12.15 п.4 КоАП
согласно приведенному ППВС – специальная по отношению к 12.16 КоАП. Ранее,
когда в статье 12.15 КоАП не было пункта 4, рассмотрением нарушений по ст.12.16
и 12.15 п.3 КоАП занималась милиция. В силу ст.4.4 п.2 наказание следовало по
одной самой жесткой статье, т.е. по ст.12.15 п.3 КоАП. Утверждая, что ст.12.15
КоАП специальная по отношению к ст.12.16 КоАП, Верховный Суд на сегодняшний
день лишил ГАИ возможности составлять вместе с протоколом по ст.12.15 п.4,
который теперь рассматривается только судом, еще и протокол о нарушении знаков
и разметки. Это было бы вполне закономерно в силу ст. в силу ст.4.4 п.2, и
позволяло бы назначать минимальный штраф при выезде на встречную полосу, если
он зафиксирован автоматикой (см.Автоматический
режим).
В 2002 году в КоАП появилась ст.12.15 п.3, в
которой вводилось очень жесткое наказание за выезд на полосу встречного движения
– лишение прав.Дело в том, что лобовые
столкновения автомобилей на большой скорости приводят к самым тяжким
последствиям. Именно в движении навстречу общему потоку заключалась объективная
сторона правонарушения по ст.12.15 п.3 КоАП.
В ГАИ рассудили по-своему. Раз есть такое
наказание, значит нужно подвести под негоповорот налево и разворот на дороге 4-мя полосами и более. Теорию
состряпали быстро. Пункт 9.2 ПДД устанавливает общую норму: поворачивать
налево, разворачиваться, обгонять с выездом на полосу встречного движения на
такой дороге запрещено. Но, есть нормы специальные (исключения из общей) –
знаки, разметка, разрешающие поворот-разворот; правила проезда перекрестков и
т.д. Отсюда вывод: на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы
или более, поворачивать налево и разворачиваться можно только там, где это
разрешено. И даже отсутствие разметки разрешением на разворот-поворот не
является.
Проблема в том, что специальной нормы для
поворота налево на перекрестке не существует. Можно, конечно, привести 13.1 ПДД
(хотя статья совсем о другом), мол, там разрешены повороты на перекрестке. Но
там нет упоминания 2-х полос, как в п.9.2 ПДД.
В действительности ПДД вообще и п.9.2 в
частности расширительного толкования не предусматривают. А потому, в местах
разрешенного разворота (например, на перекрестке) пункт 9.2 ПДД строго настрого
запрещает выезд на встречное движение. Но машины в этом месте как-то все-таки
поворачивают и разворачиваются. Таким образом, имеем в одном и том же месте, в
одно и тоже время, для одной и той же машины:
1. Разворот и поворот налево разрешен.
2. Выезд на полосу встречного движения запрещен.
После совмещения этих двух фактов необходимо
признать, что согласно логике ПДД при развороте/повороте на перекрестке выезда
на сторону встречного движения не происходит.
Верховный Суд принял точку зрения ГАИ,
чуть-чуть подправив теорию: любой разворот или левый поворот на дороге с
двухсторонним движением с четырьмя и более полосами – выезд на полосу
встречного движения, но нарушением будет только выезд через разметку 1.3
(двойная разделительная). Поскольку на перекрестке ее нет, то поворачивать
налево и разворачиваться на перекрестке можно.
В июле 2007 года появилась новая редакция
ст.12.15 КоАП. Наказание за разворот и поворот через встречную полосу отделили
от обгона. Теоретические изыскания инспекторов повернулись против них самих,
т.к. по мнению ВС отсутствие разметки 1.3 влечет отсутствие состава
правонарушения при выезде на полосу встречного движения.
«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на
других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного
движения». Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей.
Работники ГАИ утверждают, что «ограничение видимости» – это «недостаточная
видимость» из п.1.2 ПДД.
В различных документах речь идет о «минимальном
расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы
исключить двоякое толкование, пришлось искать точное