Что делать, если вам повредили автомобиль на стоянке.
Хранение
машины на автостоянке еще не гарантирует вам полную сохранность вашего
имущества, особенно если речь идет об открытых стоянках. Забор,
охранник и собаки не являются серьезным препятствием для хулиганов и
автомобильных воров. Что делать, если вашему имуществу причинили вред
на автостоянке?
Термин «автостоянка» подразумевает под собой
место, предназначенное для хранения автомототранспортных средств. Это
либо специальное крытое помещение, либо открытая площадка,
приспособленная для этого. Основное отличие от парковки автомобилей
заключается именно в том, что вы передаете свое имущество на хранение
юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а не оставляете
его в общедоступном месте, где никому нет до него дела и никто не
собирается нести ответственность за его сохранность. Автолюбителям
стоит опасаться «автостоянок», «охраняемых» непонятными личностями,
которые понятия не имеют о правилах оказания подобных услуг. Если вы
все-таки решили воспользоваться их услугами, то помните, что в случае
повреждения или хищения вашего автомобиля получить компенсацию с таких
горе-охранников будет практически невозможно. В лучшем случае вам будет
предложено бесплатное размещение вашего авто на этой же стоянке в
течение определенного срока, пропорционального причиненному ущербу,
который будет определяться «на глаз» здесь же. Захотите ли вы
воспользоваться их услугами, пусть даже бесплатно, после того, как
произошел инцидент с машиной?
Где находится идеальная стоянка
Идеальная
стоянка находится где? Правильно, на бумаге! А бумага эта называется
«Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 N 795 «Об утверждении
правил оказания услуг автостоянок». Согласно этому документу идеальная
стоянка должна в доступной форме довести до вас следующую информацию:
• перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
•
правила пользования автостоянкой, Правила оказания услуг автостоянок,
правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные
правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
• реквизиты нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги;
• сертификат соответствия оказываемых услуг;
• цены на основные и дополнительные услуги;
•
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а
также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
•
образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов,
удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства
исполнителем и оплату услуг потребителем;
• адрес и номер телефона
исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо),
осуществляющее прием претензий, а также режим работы автостоянки;
•
адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей органа
местного самоуправления (если такое подразделение имеется).
Всем,
кто сталкивался с реалиями российских автостоянок, наверняка известно о
том, что из всего вышеприведенного списка, как правило, выполненными
оказываются не больше трех-четырех пунктов.
В соответствии п.
7 Правил оказания услуг автостоянками и ст. 887 ГК РФ исполнитель, то
есть автостоянка, при приеме машины на хранение обязана заключить с
вами договор в письменном виде, один экземпляр которого передается вам.
При этом договор должен содержать следующие существенные условия:
•
организационно-правовую форму и наименование юридического лица, а также
его местонахождение (юридический адрес), либо фамилию, имя, отчество
индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
• вашу фамилию, имя, отчество, номер телефона и адрес;
• дату заключения договора, срок хранения вашего автомобиля;
• цену договора;
• марку, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;
• примерную стоимость вашего автомобиля;
• условия хранения автомобиля;
• порядок приема и выдачи автомобиля;
•
должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника
исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также вашу подпись;
На
практике большинство владельцев автостоянок считают наличие договора
ненужной блажью, а попытка заставить их подписать малопонятный для них
документ грозит вам отказом в размещении вашего автомобиля на
драгоценных охраняемых квадратных метрах. Как правило, при приеме на
хранение выдается либо кассовый чек, либо квитанция в приеме, либо и
то, и другое.
Что делать при повреждении (хищении) автомобиля
В
соответствии с п. 22 Правил оказания услуг автостоянками при
повреждении или хищении автомобиля представитель организации обязан
составить акт, который подписывается вами и представителем юридического
лица. Один экземпляр акта в обязательном порядке должен быть передан
вам. Кроме того, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД с целью
дополнительной фиксации данного происшествия, так как на первый взгляд
не всегда удается выяснить причины повреждений - произошли ли они
вследствие взаимодействия с другой машиной или в результате чьих-то
хулиганских действий. Если произошло хищение из автомашины или самой
автомашины, следует немедленно вызвать сотрудников милиции. Так
увеличиваете шансы на то, что ваше имущество или машина отыщутся, а
также выполняете требование страховой компании, если ваша машина
застрахована по КАСКО.
Необходимо сфотографировать все
повреждения и как можно быстрее обратиться в организацию,
специализирующуюся на оценке ущерба, причиненного автотранспортным
средствам. Проследите за тем, чтобы на составление акта оценки ущерба
были приглашены представители собственника автостоянки. Как правило,
это делается посредством телеграммы.
Вам следует помнить, что
оказание подобных услуг подпадает под действие Закона «О защите прав
потребителей» и норм Гражданского кодекса РФ, касающихся договора
хранения. В соответствии со ст. 14 Закона если при оказании услуги был
причинен вред имуществу, то такой вред подлежит возмещению исполнителем
в полном объеме.
На практике это выглядит следующим образом:
1)
первоначально целесообразно предъявить письменную претензию
собственнику автостоянки. Срок для удовлетворения претензии, либо
мотивированного отказа в ее удовлетворении – не более 10 календарных
дней с момента вручения адресату. Если подача претензии не дала
положительных результатов, пришло время для следующего этапа.
2)
обращайтесь в суд с иском о возмещении причиненного ущерба. Так как
речь идет о защите прав потребителей, то вы вправе по своему усмотрению
предъявить иск либо по месту своего жительства, либо по месту
нахождения собственника автостоянки, либо по месту заключения договора
(место нахождения автостоянки) (ст. 17 Закона «О защите прав
потребителей», ч.7, ст. 29 ГПК РФ). Кроме того, вы освобождаетесь от
уплаты государственной пошлины (ст. 17 Закона «О защите прав
потребителей»). В ходе судебного заседания, чтобы избежать
ответственности, сторона ответчика может поставить вопрос об отсутствии
договорных отношений между сторонами. Данное обстоятельство не должно
смущать вас, так как подтверждением договорных отношений будет являться
чек либо квитанция, выданная автостоянкой. Кроме того, у судьи в данном
случае возникнет вопрос к стороне ответчика о том, каким же тогда
образом машина истца оказалась на охраняемой территории стоянки. Если
вы сомневаетесь в своих возможностях, то обратитесь к профессиональному
юристу, который поможет вам грамотно решить вашу проблему, при этом вы
можете потребовать с ответчика компенсацию расходов на представителя в
соответствии со ст. 100 ГПК РФ.