Новый
техрегламент
С 23 сентября 2010 года в России изменились
требования к оснащению и техническому
состоянию автомобиля. Отныне в нашей
стране действует технический регламент
«О безопасности колесных транспортных
средств», положения которого регламентируют
требования к характеристикам автомобилей,
эксплуатирующимся на территории
Российской Федерации, будь то ввезенные
к нам из-за границы или произведенные
в РФ машины.
Некоторые требования
являются далеко не однозначными.
Например, согласно техрегламенту, теперь
все владельцы автобусов и автомобилей,
предназначенных для перевозки опасных
грузов, должны оборудовать их тахографами
(для измерения скорости движения,
пробега, контроля за режимом работы
водителя) и системой ГЛОНАСС.
Также давно уже обсуждавшийся вопрос
о ксеноновых фарах наконец-то обрел
свое решение в новой редакции технического
регламента. Согласно документу, теперь
необязательно на автомобиле иметь
омыватель таких фар, но в обязательном
порядке должны быть система фароочистки,
а также автоматический корректор
регулирования угла наклона. Как правило,
фары с газоразрядными лампами (ксеноновые),
установленные в заводских условиях,
имеют и то, и другое. Соответствие этим
требованиям практически невозможно
обеспечить при установке ксенона в
«кустарных условиях».
В новой версии
технического регламента нет запрета
на ввоз из-за рубежа американских и
японских автомобилей с правым рулем.
Однако есть оговорка, что фары ближнего
света на таких машинах должны быть
предназначены для дорог с правосторонним
движением. Таким образом, владельцам
праворульных авто нужно будет
корректировать или менять систему
ближнего света фар на соответствующую
российским дорожным условиям.
Регламент
проясняет ситуацию с металлическими
(стальными или изготовленными из
материалов с аналогичными стали по
свойствам характеристиками)
«кенгурятниками». Это оборудование,
если оно не сертифицировано в составе
транспортного средства производителем,
нельзя устанавливать на легких
коммерческих автомобилях, передвигающихся
по дорогам общего пользования. Исключением
из правила могут быть лишь детали весом
не более полукилограмма. Например,
защитные накладки на фары. Бесспорно,
что отсутствие на машине так называемого
в народе «кенгурятника» в случае аварии
с участием пешеходов может снизить риск
тяжелых последствий. Но, с другой стороны,
по дорогам России ездит огромное
количество автомобилей, имеющих железные
бампера: «Нивы», УАЗики, «классические»
«Жигули».
Все автомобили,
эксплуатирующиеся на территории РФ,
должны быть «русифицированы». То есть
все информационные надписи на наклейках
и табличках на авто, а также выводимые
на различные дисплеи (электронный
интерфейс) должны быть сделаны на русском
языке или иметь перевод.
Похоже, что
одним из самых «громких» положений
нового регламента является пункт,
определяющий стандарты тонирования
стекол автомобиля. Техрегламент
устанавливает новые требования к уровню
прозрачности затонированных стекол
авто. Так, ранее допускавшийся этот
показатель в 75 % заменен на 70 % для лобового
стекла. Для передних боковых стекол все
осталось без изменений – и более ранние
требования устанавливали норму
светопропускания в 70 %. Требований к
тонировке задних стекол в документе
нет. За компанию к этому положению нового
техрегламента одновременно начинают
действовать поправки в Кодекс об
административных правонарушениях. Они
предусматривают увеличение штрафа за
езду на автомобиле со стеклами,
затонированными с нарушением
предусмотренных техрегламентом
стандартов, с нынешних ста до пятисот
рублей. Стоит отметить, что светопропускную
способность стекол имеет право проверять
только инспектор Гостехнадзора с помощью
специального прибора, у обычного
сотрудника ДПС таких полномочий нет.
Как
правило, особое возмущение автомобилистов
вызывают именно меры, предусматривающие
какие-либо ограничения по наличию
определенных технических характеристик
и повышение штрафов за несоответствие
им. Большинство водителей называют
такие меры не заботой о безопасности
дорожного движения, а прессованием
автолюбителей со стороны властей. Если
ужесточение наказания за, например,
управление автомобилем в состоянии
алкогольного опьянения вполне оправданно,
так как действительно создает опасность
на дороге, то придирки к нескольким
процентам разницы в светопропускной
способности тонированных стекол кажется
автовладельцам очередной попыткой
увеличить штраф с целью пополнения
бюджета (или кармана инспектора ДПС).
Опыт свидетельствует, что после внесения
каких-либо изменений в нормативные акты
ужесточается контроль за соблюдением
именно тех требований, штраф за нарушение
которых повышен, особенно пока не все
водители разобрались в нюансах новых
порядков и не знают точно свои новые
права и обязанности.
Для того чтобы
ограничить право передвижения водителей
на машинах, которые потенциально могут
быть опасны для окружающих, уже давно
придуманы и относительно успешно
функционируют правила дорожного
движения, регламентирующие перечень
неисправностей, при наличии которых
запрещено управление машиной. Это
технические неисправности, которые с
большой долей вероятности могут привести
к аварийной ситуации. Вступление в силу
новых положений технического регламента
вызвало недовольство тех водителей,
кому придется теперь снимать привычную
тонировку, регулировать или менять
систему освещения, позаботиться о
русификации всех надписей в машине.
Если бы так же часто принимались
техрегламенты, описывающие требования
к стандартам состояния дорог…