ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ (часть 3)
15.07.2009, 22:57
необходимых для восстановления или приобретения новых основных
фондов. Это реализуется включением в издержки (себестоимость) производства сумм
амортизационных отчислений, размер которых и устанавливается нормами
амортизационных отчислений (Приложение И).
4.2.4. Для определения срока службы (Дф) используются данные
паспорта транспортного средства (технического паспорта, свидетельства о
регистрации), договора купли-продажи (контракта на поставку).
4.2.5. Расчетный износ прицепа любого типа к легковому, грузовому
автомобилю или мототехнике (грузовой, палатка, дача и т.п.) устанавливается в
соответствии с показателями ежегодного износа для автотранспортных средств,
используемых в коммерческих целях (табл. 1) с поправочным коэффициентом 0,5.
Процент износа учитывается за каждый год эксплуатации прицепа,
вне зависимости от пробега.
4.2.6. Если на предъявленном транспортном средстве в процессе его
эксплуатации была произведена и документально (владельцем) или фактически
(экспертом) подтверждена замена (установка) отдельных агрегатов и дорогостоящих
комплектующих изделий (запись в паспорте, оплаченный заказ-наряд автообслуживающего
предприятия, маркировка предприятия-изготовителя даты выпуска изделия и т.п.),
необходимо определить их индивидуальный износ для последующей корректировки
стоимости транспортного средства.
Примечание. К дорогостоящим в настоящем РД отнесены агрегаты, узлы
и комплектующие, цена которых превышает 3% от стоимости транспортного средства.
4.2.7. Индивидуальный износ замененных (установленных) агрегатов
и комплектующих рассчитывается аналогично износу самого транспортного средства,
по формуле (2), с учетом длительности (Д'ф) их эксплуатации и среднегодового
пробега за этот период (Пф). Для определения стоимости замененных шин, износ
которых имеет свою специфику, рекомендуется использовать методику, изложенную в
Приложении П.
Учитывая, что при внешнем осмотре без применения
специализированного оборудования невозможно определить величину износа и
степень естественного физического старения стекол, рассеивателей фар, фонарей,
пластмассовых бамперов, ремней безопасности, электропроводки, предохранителей и
т.д., считать снижение их стоимости в процессе эксплуатации таким же, как и на
все транспортное средство.
4.2.8. При выявлении факта замены агрегата необходимо
дополнительно выяснить: какие агрегаты использованы в качестве заменителя -
новые или бывшие в употреблении; аналогичные, стандартные или взаимозаменяемые
с других моделей (модификаций), более дорогие или дешевые - и учесть полученную
информацию при корректировке стоимости транспортного средства.
Примечание. При определении износа отечественного капитально отремонтированного
и установленного на транспортное средство агрегата к износу, полученному
расчетом, дополнительно прибавляется 20% - надбавка, учитывающая снижение
ресурса агрегата после капитального ремонта.
Для целей данного РД под капитальным ремонтом следует понимать
ремонт, включающий в себя замену или восстановление базовой детали агрегата.
Например, для двигателя - замена или восстановление блока цилиндров; для кузова
легкового автомобиля - его основание; для легкового автомобиля (автобуса) в
целом - замена кузова; для грузового автомобиля - замена рамы.
4.2.9. При оценке транспортного средства, находящегося в
удовлетворительном состоянии по внешнему виду и эксплуатационным
характеристикам, но достигшего расчетного износа 60% и более, последний может
быть снижен до уровня 50%, но не ниже (за исключением случая замены кузова в
сборе). При этом эксперт должен обосновать снижение расчетного износа
(документальное или фактическое подтверждение проведенных ремонтов, замен
агрегатов, сохранение товарного вида и основных эксплуатационных характеристик,
прохождение очередного технического осмотра ГИБДД и т.д.).
Аналогично рекомендуется поступать и при определении стоимости
отдельного агрегата (узла, детали).
4.3. Расчет стоимости автотранспортного средства с учетом износа.
4.3.1. В простейшем случае, когда на изменение стоимости
транспортного средства оказывают влияние только факторы, присущие всем
эксплуатируемым транспортным средствам - естественный износ и старение, и если
не выявлено документально подтвержденных замен в процессе эксплуатации
агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий, расчет стоимости ведется по
формуле:
Сиз = Ц'р - Виз,
руб.,(3)
где:
Сиз - расчетная стоимость транспортного средства с учетом расчетного
износа, руб.;
Ц'р - расчетная розничная цена транспортного средства с учетом
фактической комплектности, руб.;
Виз - часть стоимости транспортного средства, утраченная
вследствие естественного износа, старения, руб.
Итр
Виз = Ц'р x ---,
руб.,(4)
100
Итр
Сиз = Ц'р - Виз = Ц'р x (1 - ---),
руб.,(5)
100
Итр
Величина (1 - ---)определяетчастьстоимостиАМТС,
100
утраченную по
причине естественного износа, старения, и называется
коэффициентом износа
kи.
Примечание. При определении стоимости капитально
отремонтированного транспортного средства расчетная цена должна быть уменьшена
на 20%.
4.3.2. В случае замены (установки) в процессе эксплуатации
отдельных агрегатов и комплектующих изделий определяется их индивидуальный
процент износа, который учитывается при расчете стоимости транспортного
средства по факту естественного износа:
m(Итр - Иi)
С'из = Сиз + SUM Зi [----------],
руб.,(6)
1100
где:
С'из - расчетная стоимость транспортного средства с учетом износа
и замены (установки) в процессе эксплуатации отдельных агрегатов и
комплектующих изделий, руб.;
Сиз - расчетная стоимость транспортного средства с учетом
расчетного износа, руб.;
Зi - затраты (с учетом стоимости работ) на замену (установку)
i-го агрегата (изделия), произведенную в процессе эксплуатации, руб.;
Иi - расчетный процент износа i-го агрегата (изделия),
замененного (установленного) в процессе эксплуатации, %;
m - число агрегатов (изделий), замененных в процессе
эксплуатации, ед.
Затраты Зi на замену i-го агрегата (комплектующего изделия),
произведенную в процессе эксплуатации, определяются по формуле:
Зi = Цi + Сз, руб.,(7)
где:
Цi - цена i-го агрегата (комплектующего изделия), замененного
(установленного) в процессе эксплуатации, руб.;
Сз - стоимость работ по замене (установке) i-го агрегата
(комплектующего изделия), руб.
Примечание. В формулу (6) для расчета нет необходимости включать
быстроизнашивающиеся изделия (шины, АКБ), если они после замены повторно
достигли износа, равного общему износу транспортного средства.
4.3.3. Расчет стоимости установленных на транспортное средство в
процессе эксплуатации агрегатов и комплектующих изделий можно проводить и
отдельно, по формуле (3), прибавляя полученную стоимость к расчетной стоимости
самого транспортного средства. В этом случае изначально следует определять
расчетную стоимость как бы некомплектного транспортного средства, с
отсутствующими агрегатами (изделиями), стоимость которых рассчитывается
отдельно.
4.3.4. Неремонтируемые узлы и детали, снятые с транспортного
средства по причине их неисправности, имеют цену бытового лома (вторичного сырья).
4.4. Если при осмотре транспортного средства, кроме естественного
износа, старения, выявлены другие факторы, влияющие на величину его стоимости
(эксплуатационные дефекты, аварийные повреждения и т.д.), то необходимо
продолжить корректировку величины расчетной стоимости в соответствии с
рекомендациями подразделов 4.5 - 4.10.
4.5. Корректировка стоимости транспортного средства при наличии
эксплутационных дефектов.
4.5.1. Стоимость предъявленного транспортного средства (Сиз)
снижается дополнительно при выявлении на нем дефектов, вызванных ненормальными
условиями хранения, эксплуатации или ненадлежащим уходом (дефектов
эксплуатации), на величину (Вдэ), приближенную в общем случае (без учета
коэффициента износа) к стоимости устранения выявленных дефектов, включая
предполагаемые замены агрегатов, узлов и деталей, т.е.:
Вдэ ~= Здэ, руб.,(8)
где:
Вдэ - стоимость устранения имеющихся дефектов эксплуатации, руб.;
Здэ - затраты на устранение имеющихся дефектов эксплуатации с
учетом коэффициента износа, руб.
Примечание. Использование приблизительных расчетов оправдано тем,
что при определении стоимости транспортного средства с целью оформления
документов на наследование, дарение и т.п. выявляются дефекты не для определения
стоимости и проведения соответствующего ремонта, а только для наиболее полного
представления о техническом состоянии транспортного средства и учета этого
состояния в размере стоимости.
4.5.2. К дефектам эксплуатации (в качестве факторов, влияющих на
снижение остаточной стоимости транспортного средства) в настоящем РД отнесены:
а) следы и последствия коррозии;
б) усталостные трещины элементов кузова, рамы и прочих деталей;
в) сколы (выбоины), потускнение (потеря глянца), расслоение,
растрескивание, растяжение неметаллических деталей (материалов), лакокрасочных
и других защитных покрытий, разрыв обивки по шву;
г) загрязнение, разрыв (не по шву) обивки, тента;
д) следы рихтовки, правки, подгонки, ремонтной сварки элементов
кузова, рамы;
е) неровности, вмятины и другие механические повреждения,
вызванные нарушением правил эксплуатации (и не являющиеся следствием
дорожно-транспортного происшествия);
4.5.3. Дефекты эксплуатации, классифицированные в перечислениях
4.5.2 "а", "б", "в", могут быть следствием не
только ненадлежащего обслуживания, но частично и следствием естественного
старения (износа) используемых в конструкции материалов.
Величина затрат на устранение дефектов с учетом естественного
износа определяется по формуле:
Здэ = Ср + Цм + Цд,
руб.,(9)
где:
Ср - суммарная стоимость работ по устранению дефектов эксплуатации,
руб.;
Цм - суммарная стоимость основных материалов, необходимых для
устранения дефектов эксплуатации, руб.;
Цд - суммарная стоимость запасных частей, необходимых для
устранения дефектов эксплуатации, руб.
4.5.4. Дефекты эксплуатации, классифицированные в перечислениях
4.5.2 "г", "д", "е", "ж",
"з", рассматриваются в качестве дефектов, полностью зависимых от
качества обслуживания транспортного средства.
4.5.5. При выявлении дефектов, работы по устранению которых,
вплоть до замены детали, не предусмотрены предприятием - изготовителем
транспортного средства в сборниках нормативной трудоемкости и технологических
процессах (загрязнение, потускнение покрытий и т.п.), допускается за основу
расчета принимать предполагаемую трудоемкость работ и соответствующую стоимость
нормо-часа. Для расчета можно также использовать аналогичные по смыслу или
способу выполнения работы, оцененные ранее или для других типов транспортного
средства.
4.6. Корректировка стоимости транспортного средства,
предъявленного в неотремонтированном (аварийном) состоянии.
4.6.1. При осмотре поврежденного транспортного средства в
неотремонтированном состоянии, с целью корректировки его стоимости (Сав),
доаварийная стоимость (Сиз) должна быть соответственно снижена на величину
затрат по устранению имеющихся дефектов эксплуатации (Здэ) и величину
предполагаемой дополнительной утраты товарной стоимости, которая произойдет в
результате восстановления (Уоб), т.е.:
Сав = Сиз - Здэ - Уоб,
руб.(10)
Примечание. В данном случае имеющиеся дефекты аварийного
характера рассматриваются как дефекты эксплуатации, т.к. при определении
стоимости транспортного средства происхождение имеющихся дефектов значения не
имеет.
4.6.2. Сумма затрат на устранение конкретного аварийного повреждения
и размер компенсации за причиненные убытки могут не совпадать, т.к. настоящий
РД учитывает частичное обновление бывшего в употреблении транспортного средства
при замене поврежденных деталей (узлов) на новые (реальный ущерб).
Несовершенство технологии ремонта компенсируется суммой, получаемой при расчете
величины утраты товарной стоимости, произошедшей вследствие аварии и
последующих ремонтных воздействий.
4.6.3. Затраты на восстановление с учетом возможного обновления
(Здэ) и величина дополнительной утраты товарной стоимости (Уоб) транспортного
средства могут рассчитываться отдельно, в качестве самостоятельных услуг, и
поэтому порядок и методики их расчета представлены соответственно в разделах 5
и 6 настоящего РД.
4.7. Корректировка стоимости транспортного средства,
представленного на осмотр после восстановительных работ по факту аварии
(дорожно-транспортного происшествия).
4.7.1. Определение стоимости транспортного средства,
предъявленного на осмотр после восстановительных работ, как правило, выполняется
по формулам (3 - 7), где выявленные следы ремонтных воздействий рассматриваются
как дефекты эксплуатации.
4.7.2. В порядке исключения, по запросу заинтересованных
организаций и при наличии официальных документов (заверенных копий),
раскрывающих способы, виды, стоимость восстановительных работ по конкретной
аварии (заказ-наряд, калькуляция ремонтного предприятия, смета страхового
общества), может быть проведена попытка выявить доаварийное состояние
транспортного средства и рассчитать его стоимость перед аварией (формулы 3 -
7), с последующей коррекцией по формуле (10). При этом необходимо предупредить
заказчика услуг о возможных неточностях результатов такой оценки.
4.8. Корректировка стоимости транспортного средства в случае его
оснащения дополнительным оборудованием, оснасткой.
4.8.1. При наличии на предъявленном на осмотр транспортном
средстве дополнительного оборудования (оснастки), не входящего в стандартную
комплектацию, необходимо скорректировать стоимость установленного оборудования
(за вычетом его износа) и стоимости работ по их установке. Стоимость
дополнительного оборудования рассчитывается с учетом его индивидуального
износа.
4.8.2. За каждый год эксплуатации дополнительно установленного
оборудования (оснастки) снимается 8% его стоимости. Порядок определения
исходных данных для расчета стоимости дополнительного оборудования (оснастки)
идентичен порядку определения исходных данных для транспортного средства.
4.8.3. Цена и срок службы дополнительно установленного
оборудования (оснастки) должны быть подтверждены документально (прейскурант,
чек, паспорт и т.д.).
4.8.4. При отсутствии документального подтверждения цены или
срока службы дополнительно установленное оборудование может не включаться в
расчет стоимости транспортного средства, но его наличие необходимо отметить в
документе, выдаваемом заказчику услуг.