FAQ
по номерным знакам.
Q:
Где именно описаны требования к
государственным номерным знакам (далее
НЗ)?
A:
В ГОСТ Р 50577-93 (далее ГОСТ). В нем
регламентируются все данные по номерным
знакам - шрифт букв, их цвет, цвет покрытия,
толщина и т.д.
Q:
У меня иностранная машина, в которой
место под НЗ не предусмотрено - размер
не совпадает с российским. Могу ли я
повесить НЗ в другом месте?
A:
"Регистрационные знаки (речь идет не
о транзитах - мое) на легковых автомобилях
должны устанавливаться по оси симметрии
автомобиля. ...
Регистрационные
знаки не должны уменьшать углы переднего
и заднего свесов, закрывать внешние
световые и светосигнальные приборы.
Места установки
знаков должны выбираться таким образом,
чтобы исключалось их загораживание
элементами конструкции транспортного
средства,
самозагрязнение регистрационного знака
при эксплуатации транспортного средства
и затруднение его прочтения." (ГОСТ
п. 4.13)
Больше никаких
требований по установке нет - хоть на
задний бампер цепляй.
Q:
У меня праворульная машина, могу ли я
знак "транзит" повесить слева?
Дорогу ведь загораживает!
A:
Согласно ГОСТ, регистрационный знак
"транзит" может быть расположен
ТОЛЬКО справа (ГОСТ 4.14)
Q:
Как насчет прозрачных накладок на НЗ,
защищающих его от осадков, царапин,
повреждений?
A:
Это нарушение ГОСТ п.4.15 - "Не допускается
закрывать знак органическим стеклом
или другими материалами."
Q:
У меня на месте для крепления номерного
знака уже есть дырки, и они не совпадают
с дырками в НЗ. Может просверлить в
номерном знаке еще две дырки и прикрутить
сквозь них?
A:
Согласно ГОСТ п.4.15, "Запрещается
сверление на регистрационном знаке
дополнительных отверстий для крепления
знака на транспортном средстве или в
иных целях".
Q:
А рамки для их крепления хоть можно
использовать?
A:
Да, п.4.15 ГОСТ разрешает использовать
рамки для крепления номерных знаков.
Q:
Есть ли требования к качеству освещения
заднего НЗ?
A:
Да, есть - согласно п.4.16 ГОСТ требуется
"чтобы в темное время суток обеспечивалось
его прочтение с расстояния не менее 20
м при освещении штатным фонарем освещения
знака транспортного средства."
Q:
На какой срок службы рассчитан НЗ?
A:
В зависимости от территории эксплуатации
- 2 или 3 года (п.4.17 ГОСТ)
Q:
Можно ли сделать НЗ самому?
A:
ГОСТ накладывает следующие принципиальные
ограничения на изготовление НЗ:
- 4.1.
Регистрационные знаки должны
изготавливаться в соответствии с
требованиями настоящего стандарта по
техническим условиям и конструкторской
документации, согласованным с Министерством
внутренних дел Российской Федерации и
утвержденным в установленном порядке.
- 4.11. На
оборотной стороне каждого регистрационного
знака должен быть товарный знак
предприятия - изготовителя. Товарный
знак должен быть нестирающимся и четко
различимым в течение не менее удвоенного
гарантийного срока службы регистрационного
знака.
То есть как
минимум требуется зарегистрировать
свой товарный знак.
Q:
Как насчет защиты от подделок?
A:
ГОСТом не регламентируется. п.4.10. говорит
что "Регистрационные знаки _могут_
иметь элементы, защищающие их от
подделки.". Все.
Q:
Что вы все про ГОСТ - я на него чхать
хотел, меня что, накажут за нарушение
ГОСТ?
A:
Именно так. Примечание к ст. 12.2 КОАП:
"Государственный регистрационный
знак признается нестандартным или
нечитаемым при несоответствии его
требованиям государственного стандарта."
Q:
Я тут езжу только с передним номерным
знаком, а заднего у меня нет. Всем
гаишникам я говорю, что ст. 12.2.2 КОАП
предусматривает ответственность за
управление без государственных знаков,
а у меня ведь один знак висит. Это
действительно так?
A:
Во-первых, ГОСТ четко определяет, что
номерных знаков на автомобиле должно
быть ДВА. Следовательно, если он только
один - значит номерные знаки на автомобиле
установлены нестандартно, а за это
предусмотрена ответственность ст.
12.2.1. Во-вторых, если дело дойдет до суда,
то суд, опираясь на дух закона, может и
12.2.2 посчитать правомерным.
Q:
Можно ли ездить с номерным знаком,
соответствующим зарегистрированному
в ГИБДД, и сделанным согласно ГОСТ, но
не полученному в ГИБДД?
A:
Вопрос неоднозначный. Я не нашел ни
одного закона, явно запрещающего это,
и ни одного закона явно разрешающего
это. Могу предложить результат своего
общения по этому поводу с четырьмя
ГАИшниками. Выглядит это примерно так:
- Я заказал
у коммерческой фирмы номерной знак. Он
соответствует выданному в ГАИ, сделан
по ГОСТ но он не выдан в ГАИ, и я это не
отрицаю. Ваши действия?
- (ГАИ) ну это
типа уголовная статья, подделка.
- (я) не проходит
- нет изменения значимых реквизитов
знака (см. комментарий к ст. 326 УК). Кроме
того, это и не подделка - это изготовление
дубликата.
- (ГАИ) ну в
КОАП есть статья 12.2.3 - "управление
транспортным средством с заведомо
подложными государственными
регистрационными знаками".
- (я) так
знак-то не подложный, он в ГАИ
зарегистрирован, в СР вписан, на нем
имеется вся положенная по ГОСТ информация.
- (ГАИ) не, как
он может быть настоящим? это же
спецпродукция, она нами распределяется.
- (я) ну и что?
справка-счет и транзиты тоже спецпродукция,
а получают их тоже не в ГАИ, а у коммерческой
фирмы.
- (ГАИ) ну,
может это и так - но все равно задержу,
не может такого быть.
- (я) а в
протокол задержания что впишете-то?
- (ГАИ) ну мало
ли, может у тебя аптечка или огнетушитель
просрочены - короче найдем что-нибуть
:)
короче, "сам
дурак".
|