Новый
транспортный налог
Предложения Министерства промышленности
и торговли РФ о привязке ставки
транспортного налога к «экологической
категории» автомобиля не имеют ничего
общего с защитой окружающей среды. Это
всего лишь очередная фискальная мера
властей.
О том, что подобные предложения
в недрах Минпромторга «куются», было
известно заранее. Директор «автомобильного»
департамента министерства Алексей
Рахманов сообщил на конференции
«Автомобильный бизнес — 2010», которую
проводила газета «Ведомости», что его
ведомство предлагает исчислять размер
налога на владельца транспортных средств
в зависимости от того, какому из
европейских стандартов экологии
соответствует машина. По мнению Рахманова,
эта мера должна стимулировать обновление
российского автопарка.
Первый вопрос, который возникает при
чтении слов об изменении налоговых
ставок: а почему, собственно, «за основу»
принят норматив Euro-4? Дело в том, что
переход на этот стандарт в нашей стране
прошлым летом был отложен до 2012
года.
Формально причиной отказа от
повышения требований к автомобилям
власти называли экономический кризис
– автомобили, соответствующие Euro-4,
дороже «третьеклассников», да и нашим
заводам для перехода на более высокую
ступень технического совершенства
потребуются инвестиции. Однако на деле
этот отказ «пошел на буксире» у аналогичной
двухлетней отсрочки, которую получили
производители бензина.
Между тем,
действующий в России с 1 января 2009 года
технический регламент «О требованиях
к автомобильному и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и топочному
мазуту» не полностью соответствует
требованиям стандарта Euro 3. Он допускает
втрое большее содержание серы (0,015 и
0,005%) и впятеро большую концентрацию
бензола (5 и 1%). Сера и бензол – это именно
те примеси, которые способствуют
«выгоранию» каталитического нейтрализатора
современных автомобилей.
Однако и
эти требования не выполняются. По
экспертным оценкам, порядка половины
выпускаемого в России бензина соответствует
лишь требованиям отмененного новым
регламентом ГОСТа Р 51105-97 (он «примерно
равен» Euro 2). Еще около четверти
производимого топлива вообще находится
«вне категорий» - оно выпускается по
заводским ТУ (технические условия), и в
статистике обычно проходит под рубрикой
«Euro 0».
В принципе, все производители
топлива должны проходить аттестацию,
а их продукция – периодический контроль
на предмет соответствия требованиям
техрегламента. Однако, как известно,
«строгость законов российских отчасти
компенсируется необязательностью их
выполнения». И если крупные НПЗ (их в
России менее трех десятков) еще как-то
контролируют, то до мелких переработчиков
(а их более трех тысяч) у властей явно
не доходят руки. В результате региональные
заводики и нефтебазы зачастую поставляют
на «безымянные» заправки нечто
неописуемое.
Согласно упомянутому
выше техническому регламенту, с 2011 года
российские нормативы на топливо должны
соответствовать Euro 4 – причем уже
полностью. Глядя на то, как российские
производители бензина выполняют
требования Euro 3 (причем, повторюсь,
требования «усеченные»), верится в это
с большим трудом.
Умиляет «щедрость»
Минпромторга, который предлагает вдвое
снизить базовую ставку налога на
автомобили класса Euro 5. Дело в том, что
в России количество таких машин вряд
ли превышает несколько тысяч. В основном
это грузовики компаний, занимающихся
международными перевозками. В Европе
«пятый стандарт» для грузовиков действует
с октября 2008 года, так что на чадящих
дизелях туда не сунешься.
Ясно, что
если в двигатель любого класса
экологической чистоты (вплоть до
находящегося в разработке стандарта
Euro 6) залить бензин самой массовой у нас
категории Euro 2, природе от этого не
полегчает. А вот компоненты системы
нейтрализации выхлопных газов выходят
из строя гораздо быстрее, чем в Европе.
При этом претензии по гарантии не
принимаются – производитель дает ее
только при условии заправки автомобиля
кондиционным топливом.
Получается,
что к экологии «якобы экологические»
нововведения Минпромторга отношения
не имеют. Возможно, корни нового документа
стоит поискать в той свистопляске,
которую чиновники устроили вокруг
транспортного налога в последний
год.
Напомню, что в мае Минтранс
предложил полностью отменить транспортный
налог, а вместо этого ввести дополнительные
акцизов на топливо. Идея получила
одобрение Президента РФ Дмитрия
Медведева. Не желая оставаться в стороне
от «судьбоносного» проекта, Минпромторг
решил внести свою лепту в дело
налогообложения российских
автовладельцев.
Не исключено, что
сработало и «головокружение от успехов»
реализуемой министерством программы
утилизации. Тем более, что «держать и
не пущать» (с – Салтыков-Щедрин) наши
чиновники умеют гораздо лучше, чем
делать что-то другое.
Кто же пострадает
от очередных запретов? В основном, те
категории россиян, которые получают не
слишком много денег. Под повышенный
налог попадут владельцы «Лад». При этом
те, у кого машины выпущены до 2008 года
(АвтоВАЗ полностью перевел свой модельный
ряд на Euro 3 только тогда) будут платить
в 1,6 раза больше. Счастливые обладатели
«свежей» продукции волжского автозавода,
а также «Приор» и «Калин» (эти модели
имели третий экологический класс с
начала выпуска) обойдутся всего лишь
20-процентной прибавкой в налоговую
кассу. При этом в ближайшем будущем
ситуация с продукций АвтоВАЗа вряд ли
изменится – у завода просто нет денег
для ее перевода в категорию Euro
4.
Естественно, что пострадают и
владельцы подержанных иномарок – в
частности, «праворуких» японских
автомобилей, которых очень много в
восточной части нашей страны. При этом
не исключено, что для иностранных машин
с пробегом введут определение «ниже
Euro 2» с соответствующим повышением
базовой ставки налога.
Похоже, что
нововведения Минпромторга направлены
лишь на одно – пополнить бюджет.
Действительно, а откуда чиновникам
брать деньги на бесконечные дотации
АвтоВАЗу? Не штрафовать же нефтяные
компании, упорно не желающие выполнять
требования к топливу. Куда проще содрать
деньги с граждан - да еще и заставить их
покупать продукцию того же
АвтоВАЗа.
Автовладельцы не имеют
столь мощного лобби, как нефтяники,
чтобы защищать свои интересы. Однако
чем больше власть будет давить на
водителей, тем больше шансов на то, что
они начнут защищать свои интересы
по-другому, в том числе и «непарламентскими»
методами.