МОСКВА, 8
августа. В ГИБДД сдают экзамены на знание нового профессионального кодекса
чести. Как передают «Вести», уже с 1-го сентября по регламенту,
утвержденному МВД, отношение сотрудников инспекции к участникам дорожного
движения должно кардинально измениться, стать более человечным.
Патрульный
теперь обязан не просто движение остановить, но и помочь перейти
через дорогу. Согласно новому административному регламенту Министерства
Внутренних дел с первого сентября инвалиды, дети и пожилые люди
в зоне повышенного внимания сотрудников ГИБДД.
«Эта
категория граждан как бы наименее беззащитна, им более трудно это делать,
поэтому сотрудники ориентированы на оказание им помощи», —
комментирует заместитель начальника УВД ГИБДД по городскому округу Химки
Николай Романцов.
Картина
весьма привычная — в крайней левой полосе замигала аварийной
сигнализацией машина. С технической неисправностью водителю явно
не справиться. С первого сентября на помощь придет сотрудник ДПС.
Починить иномарку не починит, но по регламенту обязан приложить все
усилия, чтобы освободить полосу от такого автомобиля.
Раньше
сотрудники ГИБДД руководствовались наставлением по дорожно-патрульной
службе 1999 года. Ему на смену приходит приказ МВД, утверждающий новый
регламент. Документ, что называется для внутреннего пользования. Содержит около
сотни страниц и объясняет, как нужно действовать инспекторам
дорожно-патрульной службы в различных ситуациях.
«Они как бы
расширяют и более конкретизируют закон о милиции. Здесь регламент
четко определяет действия сотрудника при дорожно-транспортном
происшествии в части оказания помощи участникам», — говорит Николай
Романцов.
До первого
сентября все сотрудники ГИБДД обязаны сдать экзамен на знание пунктов нового
приказа. Не сдавших к службе грозятся не допустить. Вот и приходится
инспекторам буквально уговаривать пешеходов стать статистами на экзамене.
Те же, кто согласился, нередко искренне благодарят за такую заботу
по регламенту.
Напомним, С
1 сентября в России начнет действовать так называемый «дорожный»
регламент. В нем до мельчайших деталей расписаны действия сотрудников ДПС, их
права в разговоре с водителями.
Регламент
утвержден приказом МВД 2 марта 2009 года. Документ подробно прописывает все
этапы взаимодействия инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
Например, он требует от безукоризненной вежливости и выдержки: «в
разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан свои
требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме,
исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять
спокойствие и выдержку. При обращении к участнику дорожного движения
сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание
и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. При
остановке транспортного средства или пешехода сотрудник по требованию
участника дорожного движения обязан предъявить служебное удостоверение».
Причем
сотруднику ДПС разрешается использовать диктофон или видеокамеру при общении
с водителем, но при условии, что последний осведомлен об
использовании данных средств видео- и аудиофиксации.
В случае,
если водитель подает инспектору ГИБДД документы, в которых лежат деньги
или ценные вещи, инспектор обязан вернуть документы обратно с просьбой
убрать из них все лишнее.
Правила
отмечают, что инспекторам ГИБДД официально разрешается вести наблюдение из
засады: «Контроль за дорожным движением может осуществляться как
в открытой, так и в скрытой форме». Однако эта правило работает
при условии, что сотрудники ДПС используют в качестве транспортного
средства патрульный автомобиль: «Патрульный автомобиль отличается специальной
цветографической схемой и устройством для подачи звуковых и цветовых
сигналов».
Подробно
расписаны действия сотрудника ГИБДД, если к нему в отделение обратился
человек по телефону: «Ответ на телефонный звонок должен начинаться
с информации о наименовании органа, в который позвонил
гражданин, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок.
При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить
на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован
(переведен) на другое должностное лицо...».
В целом же
новый регламент – это дополненное приложение к приказу МВД РФ №297
от 20.04.1999 года «Наставление по работе дорожно-патрульной
службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации».