Сотрудникам
ГИБДД могут запретить работать на стационарных постах, а также “ловить”
автомобилистов за нарушения на трассах и городских магистралях. У ведомства
также хотят изъять функцию поиска угнанных автомобилей. “Выгнать ГАИ на дорогу”
предложил не кто-нибудь, а экс-глава ГИБДД, а ныне сенатор Владимир Федоров.
«Сокращение количества постов ГИБДД станет эффективной мерой, поскольку по
большей части там только берут взятки и занимаются мелочными придирками по
отношению к водителям. Столько постов, сколько есть сейчас у нас в стране,
просто не нужно», – цитируют Федорова федеральные СМИ. По словам сенатора,
больше половины сотрудников дорожного ведомства осуществляют дежурство на
постах, но их работа совершенно не сказывается на общей ситуации с нарушениями:
безопаснее на дорогах не становится.
Взамен постам предлагается увеличить количество мобильных нарядов ДПС, которые
будут оперативно выезжать на ДТП или регулировать движение там, где оно по
каким-то причинам затруднено.
Также Федоров предложил отобрать у ГИБДД две существенные функции – поиск
угнанных машин (им, по мнению сенатора, должны заниматься специалисты
угрозыска) и организацию дорожного движения (эту сферу целесообразнее передать
профессиональным работникам Минтранса).
Как не странно, но далеко не все автомобилисты одобряют инициативу экс-главы
ГИБДД. “Вопрос в том, чем заменить стационарные посты? Сейчас наличие пунктов
контроля, например, на выездах из города хоть как-то сдерживает угонщиков и
желающих выпить за рулем. Они знают, что сотрудники могут вычленить их из
общего потока, - говорит глава клуба А24 Денис Шубин. - Важно понимать, что
нельзя просто взять и убрать посты. Их отсутствие должно быть заменено
эффективными средствами видеофиксации, которые бы выявляли нарушителей и
сообщали сведения о них в центральную информационную систему ГАИ”.
Противоположную позицию высказали в региональном общественном движении
"Петербуржцы - за общественный транспорт". Эксперты отметили, что
стационарные посты крайне неэффективны в борьбе с нарушителями. “Заставить
соблюдать требования разметки или знаков на загородной дороге автомобилистов
зачастую могут только спрятавшиеся в кустах сотрудники с радаром или биноклем.
И то, пока эти сотрудники будут штрафовать одного человека, за ним с тем же
нарушением проедет еще десять”, - размышляют в организации. Там также
высказались за повсеместную установку беспристрастных камер видеофиксации
нарушений. “Во всем цивилизованном мире, и в Европе и в США, нет никаких
постов, зато видеокамеры, которым не требуется перерыв в работе, в отличие от
живых сотрудников, фиксируют все отклонения от правил”, - отметили эксперты.
А вот глава комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов не верит в
успех предприятия. “Вспомните, ГИБДД уже запрещалось останавливать машины без
видимых причин (нарушения правил движения), однако сотрудники по-прежнему
останавливают людей для проверки документов, а потом нередко начинают
придираться по поводу и без. Думаю, что если выйдет распоряжение о сокращении
постов, его также с легкостью проигнорируют”, - считает правозащитник.
Напомним, система видеофиксации была узаконена в стране 1 июля 2008 года.
Однако присутствие камер на дорогах решили ограничить. Экспериментальными
регионами, где на дорогах разместили видеофиксацию, были избраны Москва,
Московская область и Краснодарский край. Первые камеры, кстати, фиксировали
только нарушение скоростного режима.
Предполагается, что система, которая уже много лет действует в Европе, в полную
силу заработает на территории РФ в 2010-2011 годах. К этому времени по планам
ГИБДД системами фиксации нарушений ПДД должно быть оборудовано 90% дорог.