Развод
ГИБДД: снова «встречка», но с подменой
понятий
Несовершенство нашего
законодательства приводит к тому, что
добросовестный гражданин абсолютно
беззащитен перед чиновником, который
захочет злоупотребить властью. Странно,
но такие вещи, как презумпция невиновности
у нас в стране не работает. Обвиненному
человеку приходится оправдываться.
Более того, никакие свидетели
не смогут помочь ему обелиться. Порой
не помогает даже фото и видеосъемка.
«Несовершенство законодательства»
сводится к тому, что чиновник, а в нашем
случае инспектор ДПС, может выбирать
наказание на свое усмотрение. Например,
«вилки» штрафов, когда инспектор ГИБДД
может выписать штраф «от 1 000 до 1 500
рублей». И вопрос: кто-нибудь слышал,
чтобы за превышение скорости более чем
на 60 км/ч не лишали прав на 4-6 месяцев, а
лишь выписывали штраф в 2 000 – 2 500 рублей,
как это предусмотрено статьей 12.9 часть
4 КоАП РФ? Но «грешен» не только КоАП, но
и Правила дорожного движения, которые
существуют так давно, но до сих пор
несовершенны. Этим пользуются. В
частности, как пример, расскажем о еще
одном хитром способе обвинить автомобилиста
в езде по встречной полосе (статья 12.15
часть 4 КоАП РФ, лишение прав на срок от
4 до 6 месяцев).
Весь развод держится на пункте
11.5 ПДД и на подмене понятий. Указанный
пункт гласит «Обгон запрещен: … в конце
подъема и на других участках дорог с
ограниченной видимостью с выездом на
полосу встречного движения».
Что означает термин «ограниченная
видимость»? Не путайте с «недостаточной
видимостью», чем и пользуются
недобросовестные инспекторы ГИБДД,
желающие «заработать» денег. «Недостаточная
видимость» - это «видимость дороги менее
300 метров в условиях тумана, дождя,
снегопада, а также в сумерки». Ни слова
о поворотах и подъемах… А что же тогда
«ограниченная видимость»? В Правилах
дорожного движения это понятие никак
не расшифровывается, поэтому инспектор
ГИБДД может определять его на свое
усмотрение. Итак, знака 3.20 «Обгон
запрещен» нет, линия разметки не сплошная
(а то ее и вовсе нет), легкий подъем, а за
ним – инспектор ГИБДД с полосатой
палочкой и с обвинением: обгон с выездом
на полосу встречного движения в зоне с
ограниченной видимостью.
Как с этим бороться? Во-первых,
разграничивать два понятия «недостаточная
видимость» и «ограниченная видимость».
Во-вторых, знать, что косвенно разъяснение
дано. Речь идет о «Строительных нормах
и правилах» (СНиП), а именно о СНиП
2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Правда
там говорится не об «ограниченной
видимости», а о «наименьшем расстоянии
видимости», но это хоть что-то, касающееся
поворотов и подъемов на дорогах и
трассах. Данные из этого СНиП используются
также в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические
средства организации дорожного движения».
Но и тут повороты и подъемы обладают не
«ограниченной видимостью» и даже не
«наименьшим расстоянием видимости», а
«минимальным расстоянием видимости».
Ну да – ведомств много, и везде свои
грамотеи имеются, каждому хочется
отличиться… А мы страдаем.
Так вот. В ГОСТ Р 52289-2004 четко
указаны и скорость транспортного
средства, и само минимальное расстояние
видимости. Если ваша скорость составляет
30 км/ч, то вам достаточно, чтобы дорога
просматривалась на 90 метров. Если вы
едете со скоростью 40 км/ч, то вам нужно
видеть дорогу уже на 110 метров. При
скорости 50 км/ч – 130 метров, на 60-ти км/ч
необходимо видеть на 170 метров вперед.
Городская скорость в 70 км/ч подразумевает
просматриваемость дороги на 200 метров,
при 80 км/ч – на 250 метров. Трассовая
скорость 90 км/ч подразумевает, что
водитель видит дорогу на 300 метров
вперед. Если вы едете по автомагистрали,
то видимость дороги должна доходить до
450 метров на скорости 120 км/ч, до 400 метров
на скорости 110 км/ч и 350 метров на скорости
100 км/ч. Кажется, все понятно, просто и
недвусмысленно. Если дорогу видно не
так далеко, как требуется при определенной
скорости движения транспортного
средства, то можно смело говорить об
«ограниченной видимости», «наименьшем
расстоянии видимости» и о «минимальном
расстоянии видимости». Но и тут есть
оговорки, которые расставляют все точки
над «i». Их три:
«1. Для строящихся дорог
принимают скорость, соответствующую
70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых
дорог – скорость, которую на данном
участке не превышают 85% транспортных
средств.
2. Расстоянием видимости
встречного автомобиля следует считать
расстояние, на котором с высоты 1,2 м
(уровень глаз водителя легкового
автомобиля) можно увидеть предмет,
находящийся на высоте 1,2 м над уровнем
проезжей части.
3. Расстоянием видимости для
остановки следует считать расстояние,
которое с высоты 1,2 м (уровень глаз
водителя легкового автомобиля)
обеспечивает видимость любых предметов
высотой не менее 0,2 м, находящихся на
середине полосы движения.»
Но учтите, что мы говорим о
ГОСТе, а не о законе. Как на такое
оправдание посмотрит суд – мы не знаем.
Суды у нас вообще непредсказуемы, что
само по себе более чем странно. Подействует
ли такое объяснение на недобропорядочного
работника ГИБДД? Да! Уже только то, что
вы понимаете, о чем идет речь («ограниченная
видимость» и «недостаточная видимость»),
охладит его пыл и заставит искать другую
жертву.