Новый законопроект о передаче функции ГИБДД по техническому осмотру
автомобилей в частные технические центры подвергся критике в правительстве.
Законопроект "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств",
во-первых, обвинили в том, что он не упрощает, а усложняет процедуру
техосмотра; во-вторых, по мнению представителей правительства, для
нечистоплотных на руку частников, которые будут заниматься техосмотром, будет
создана благодатная почва для возможных махинаций с целью выявления ложных
недостатков и их последующего "устранения". Поэтому работа над
новым законом будет продолжаться на фоне разгоревшихся дебатов о его
возможных плюсах и минусах.
В январе этого года некоторыми депутатами Госдумы
был внесён в парламент законопроект "Об обязательном техническом осмотре
транспортных средств", в котором предлагалось передать права на
техосмотр автомобилей от ГИБДД частным техническим центрам прошедшим
специальную аккредитацию. Чуть позднее, на правительственной комиссии по
обеспечению безопасности дорожного движения, первый вице-премьер
правительства РФ Игорь Шувалов заявил о намерении к 2010 году подготовить
соответствующие изменения в нормативные акты. Главный госинспектор
безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов также подтвердил
разработку планов передать контроль за прохождением ежегодного технического
осмотра в частные руки.
Как считает президент Агентства социальной безопасности Ольга Неделина, сама
идея нового законопроекта заслуживает одобрения, поскольку в настоящий момент
техосмотр представляет собой больше формальную процедуру, нежели серьезную
проверку технического состояния автомобиля. "Понятно, что в МВД вряд ли
захотят безропотно расстаться с функцией техосмотра, поэтому сейчас и звучат
критические замечания в адрес будущих преемников ГИБДД, - говорит эксперт. -
Обвинения в том, что аккредитованные техцентры будут раскручивать
автовладельцев на ложные неполадки и их устранения звучат несколько абсурдно.
Когда существует здоровая конкуренция, то шансы на возникновение подобных
злоупотреблений гораздо меньше. Кроме того, безусловно, должна быть создана
система строгого гражданского контроля за подобной деятельностью".
Также в новом законе должны быть четко прописаны все положения, вплоть до
мельчайших деталей, чтобы не породить очередную коррупционную систему,
которая "во благо" граждан будет с усердием обирать их же карманы.
"В идеале, тендеры для выявления наиболее подходящих техцентров должны
быть максимально открытыми, - считает автомобильный эксперт Константин
Прохорцев. - Нужно понимать, что для частников, возможность техосмотра - это
в первую очередь возможность зарабатывания денег, то есть, по сути, бизнес со
всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. В законопроекте есть еще один
существенный недостаток. Если в крупных городах конкурсные мероприятия
вызовут большой ажиотаж среди крупных компаний занимающихся техническим
обслуживанием, то что делать удаленными от мегаполисов пустынными районами,
где серьезных технических центров - раз-два, и обчелся?"
Нам удалось поговорить и с представителем крупного дилерского центра, который
захотел остаться неназванным. По его словам если сейчас не проходить
техмосмотр в Москве, а попросту купить его, то это обойдется примерно в 100
евро. "Большинство автомобилистов именно так и делают, - сказал наш
собеседник. - В случае, если, к примеру, техосмотр вообще отменить, то можно
не сомневаться, что техническое состояние машин останется примерно таким же,
как есть сейчас. Можно допустить, что на российских дорогах количество
неисправных автомобилей вырастет на 5-10%, но не больше. Вспомните, сколько
ваших знакомых владея машиной старше 5 лет самостоятельно проходили техосмотр
и вопрос о нужности техосмотра в его нынешнем состоянии отпадет сам
собой". Как считает дилерский представитель, будущие техцентры, которым
будет предоставлено право техосмотра, с легкостью могут быть "под
крылом" все того же ГИБДД, что породит еще более длинную коррупционную
цепочку.
И все же, не смотря на споры вокруг нового законопроекта, вопрос сдвинулся с
мертвой точки. В Правительстве РФ по прежнему придерживаются сроков введения
новой процедуры техосмотра к 2010 году. Главным аргументом для передачи
функции техосмотра от ГИБДД частникам является тот факт, что технической
проверкой машин должны заниматься соответствующие специалисты под
общественным контролем правозащитников, а не государственная автоинспекция,
которая сама себе хозяин.
|