О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.07.2009, 23:29
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
21 апреля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
26 апреля 2006 года
Статья 1.
Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным
законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином
Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним
Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и
органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения
обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и
должностными лицами.
2. Установленный настоящим Федеральным
законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все
обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в
порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными
федеральными законами.
3. Установленный настоящим
Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на
правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц
без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором
Российской Федерации или федеральным законом.
Статья 2.
Право граждан на обращение
1. Граждане имеют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
2. Граждане реализуют право на
обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение
не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений
граждан осуществляется бесплатно.
Статья 3.
Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений
граждан
1. Правоотношения, связанные с
рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными
законами.
2. Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения,
направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать
гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные
настоящим Федеральным законом.
Статья 4.
Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего
Федерального закона используются следующие основные термины:
1) обращение гражданина (далее
- обращение) - направленные в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или
жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного
самоуправления;
2) предложение - рекомендация
гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов,
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,
развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер
деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба
гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или
конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и
иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов,
органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности
указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба гражданина
о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов
либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
5) должностное лицо - лицо,
постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции
представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные
функции в государственном органе или органе местного самоуправления.