дорогах
с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки
4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 устанавливают над левой полосой, на дорогах с
разделительной полосой – на разделительной полосе, а на дорогах без
разделительной полосы при числе полос для встречного движения не более двух
допускается устанавливать дублирующий знак на левой стороне дороги». Другими
словами, если нет дублирующего знака, а вы обогнали по встречной полосе, то
состава по ст.12.15 п.4 нет.
Может
возникнуть сомнение в необязательности дублирования «Движения прямо», если
прочитать п.5.1.6 ГОСТа. Но он описывает общие правила установки дублирующих
знаков. Обратите внимание на последнюю фразу этого пункта: «При необходимости
допускается дублировать таким же образом
и другие знаки», и прочитайте остальные пункты этой главы.
В
свою очередь знак 4.1.1 не ставится вместе с «Направления движение по полосам»,
«Поворот налево запрещен». Поворотналево в нарушение этих знаков приравнивается к нарушению 4.1.1 и как
следствие к выезду на полосу встречного движения.
«Разделительная
полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки
1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и
остановки транспортных средств – ст.1.2 ПДД. Сразу оговорюсь, что согласно ГОСТ
ширина разделительной полосы должна быть не менее 2 м плюс ширина бордюров.
Вместо
разделительной полосы могут выступать трамвайные пути или бульвар. Все эти
элементы дороги проезжей частью не являются, следовательно, обозначают ее край.
Т.о.
при наличии разделительной полосы (трамвайных путей по середине или бульвара) дорога
имеет уже не одну, а две проезжие части. Пункт 8.6 ПДД: «Поворот должен
осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на
стороне встречного движения». Как уже было сказано, нарушение ст.8.6 ПДД
согласно комментариям В.Кузина попадает под ст.12.15 п.4 КоАП. Т.е. за нечеткие
повороты на перекрестке с разделительной полосой можете запросто лишиться прав.
Если
разделительной полосы нет, то поворот, представленный на рисунке 1 вполне
соответствует ПДД. Никто не заставляет вас объезжать центр перекрестка. И со
встречным автомобилем вы можете разойтись правыми бортами.
Если
разделительная полоса имеет место, то траектория движения должна быть такой как
показано на рисунке 2. Прерывистая двойная показана условно. На самом деле
такой разметки не существует.
В
отличие от траектории поворота налево (п.8.6 ПДД), траектория разворота на
перекрестке в ПДД не оговаривается. Поэтому разворот, показанный на рис.2,
вполне соответствует Правилам и не может повлечь наказания.
Я
знаю, что вы сейчас говорите про себя. Ведь в реальности все поворачивают
так,как показано на рис.1. Поступать
так, как предписывают ПДД, значит выпасть из общего потока, соответственно
создав опасность для себя и других водителей. А вот создание опасности
Правилами запрещено – п.1.5 ПДД. Можно опираться на п.16.1.b «Конвенции о дорожном движении»,
которая как международный договор согласно Конституции РФ имеет приоритет перед
Правилами. В этом пункте нет оговорки, что поворот нужно сделать в пределах пересечения
проезжих частей, а значит можно уложиться в пределы перекрестка. Конвенция
вообще не оперирует понятием "пересечение проезжих частей", тогда как
наши ПДД изобилуют этим понятием. Сравните сами. Конвенция: «5. Даже если
световые сигналы разрешают проезд, водитель не должен выезжать на перекресток,
если образовался такой затор, что он, вероятно, будет вынужден остановиться на
перекрестке, создавая тем самым помехи или препятствия для движения в
поперечном направлении». ПДД: «13.2. Запрещается выезжать на перекресток или
пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя
остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном
направлении».
Напоминаю,
что пункт 8.6 ПДД не упоминается в ППВС от 24.10.06 г., где дан исчерпывающий
список пунктов ПДД, нарушение которых влечет наказание по ст.12.15.
Закон «О безопасности
дорожного движения», статья 22: «Требования по обеспечению безопасности дорожного
движения в процессе его организации:
1. Деятельность по организации дорожного
движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических
средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и
схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок
дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного
движения, утверждаемыми Правительством РФ».
Статья 30.2,
«Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения
соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других
нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности
дорожного движения».
Напоминаю и
название Приложения 1 к ПДД: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р
52290-2004)». Знаки не по ГОСТ отношения к ПДД не имеют.
Т.о. знак,
установленный не по ГОСТ, противоречит и закону, и ПДД. Следовательно, хотя и
имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения. По
тем же основаниям отсутствует и состав правонарушения, т.к. нет объекта
правонарушения. Напоминаю, что объект правонарушения в данном случае –
безопасность дорожного движения. Нарушение
знака, которого в принципе в этом месте быть не должно, на безопасность
дорожного движения не влияет никак.
Примеров можно
привести достаточно много: валяющийся на земле после ремонта дороги знак,
нечитаемый, выцветший знак и т.д. Кто их соблюдает? А история со знаком
«Контроль»? Ведь его ввели только потому, что знак STOP нельзя устанавливать на постах ГАИ. И когда начали отменять штрафы за
неостановку перед этим знаком, в ГОСТ ввели знак «Контроль».
Под знак «Обгон
запрещен» многие обгоняют, ориентируясь, что видимость достаточная, и вроде бы
действие знака закончилось. Особенно актуально, если ограничение видимости на
участке 100 метров,
а до ближайшего перекрестка, который отменяет действие знака, несколько
километров.
Здесь есть одна
хитрость. Пункт1.3 ПДД обязывает знать и
выполнять требования знаков и разметки. Однако вместо прямой ссылки на ГОСТ Р
52289-2004, в ПДД включено Приложение 1 и Приложение 2. С одной стороны
водители только «За» – меньше учить для сдачи на экзамене, с другой у ГАИ
появляется возможность манипулировать незнанием и несовпадением между ГОСТом и
Приложениями.
Итак, в Приложении
1 к ПДД отсутствует фраза: «Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек
8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в
обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и
попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения,
ширины и состояния проезжей части.
Знак 3.20
устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного
автомобиля (таблица 3), зона действия
знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».
Т.е. если нет табличек «Время действия», то
знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТ должно
быть ограничено этой зоной. Для этого (п.5.4.31 ГОСТ) либо сам знак «Обгон
запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак
«Конец зоны запрещения обгона». Конечно же, никто не отрицает действие знака до
ближайшего перекрестка, если за зоной ограничения видимости действительно есть
перекресток.
Вернемся к ст.30.2 закона «О БДД». Обращаю
внимание, что статья эта ставит контроль засоблюдением ГОСТ на одну ступень с контролем за соблюдением ПДД. Обязанность
милиции контролировать исполнение ГОСТов записана в ст.10 п.9 закона «О
милиции». В структуре ГАИ этим занимается служба Дорожной инспекции и
организации движения (ДИиОД). Она участвует в проектировании дорог, принимает
решение о создании постов ДПС, о размещении знаков и т.д.
Из «Наставления по службе Дорожной инспекции
и организации движения»:
«10.1.2. Копия согласованной схемы
организации движения заносится в контрольно-наблюдательное дело и направляется
в соответствующее подразделение ДПС для организации повседневного надзора.
10.2.8.1. Повседневный надзор за условиями
движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению
возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи
движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и
государственными инспекторами дорожного надзора.
10.2.8.4. При обнаружении недостатков в
состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного
движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному
подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог,
дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения
(приложение 8) и действует по указанию дежурного».
Эти же положения закреплены и в «Наставлении
по работе ДПС»:
«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками
дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в
области дорожного движения.
13.21. При несении службы на посту или
маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и
состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования
(светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на
проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС
сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал
учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств
регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения
при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению
безопасности дорожного движения».
В применении к
теме главы:
·Инспектор
обязан знать, как должен быть установлен знак «Обгон запрещен» согласно ГОСТ;
·Инспектор
обязан сообщить дежурному, если знак установлен не по ГОСТ, сообщение
фиксируется;
·Инспектор
обязан встать в месте окончания зоны ограничения видимости и показывать, что
обгон разрешен, дабы не собиралась колона за тихоходом, и не началось
столпотворение, когда колонна доедет до перекрестка.
·Если
инспектор начинает составлять протоколы там, где ограничение видимости
закончилось, то его действия вполне «тянут» на ст.12.35 КоАП.
Если инспектор все-таки составит протокол,
тщательно зафиксируйте начало и конец обгона, лучше с составлением схемы,
укажите номер обгоняемой машины. Немедленно направьте жалобу в ГАИ, и заявление
в прокуратуру с требованием возбудить дело по 12.35 КоАП. В суде опирайтесь на
положения закона «О БДД» и ПДД и требуйте проект и схему организации дорожного движения.
Если после знака «Обгон запрещен» началась
прерывистая разметка, то задача намного упрощается. Фактически разметка
начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, т.е. вы выехали на полосу
встречного движения там, где выезд не запрещен. В этом месте должен стоять знак
«Конец запрещения обгона». Причина, по
которой его нет на месте, банальна. Согласно ГОСТ Р 52289-2004, п. 6.1.1: «Разметка
дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального
ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в
сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения».
Пункт 6.2.3 того же ГОСТа прямо говорит, что в местах ограничения видимости,
т.е. там, где установлены знаки «Обгон запрещен», «Крутой поворот» и т.д.,
наносится сплошная разметка 1.1. Т.е. разметка и знак не могут противоречить
друг другу.
Разговор о том, что знак имеет приоритет
перед разметкой, – сказка. Попросите у инспектора показать, где об этом
написано в ПДД и любом другом НПА или ГОСТе, и на этом разговор будет окончен.
Опытный инспектор может быстро сориентироваться и переквалифицировать ваши
действия на 12.16 – формально вы нарушили знак. Соглашаться или отстаивать свои
права дальше – ваше право.
Обращаю ваше внимание, что если «Знак обгон
запрещен» применяется с табличкой «Время действия знака», то может иметь место
и прерывистая разметка. Начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов: «По стандарту
нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с
ограниченной видимостью» (РГ-Неделя № 4519 15.11.07 г.). Опирайтесь на эту
фразу, когда вам приведут разъяснения В.Кузина, которые запрещают обгон под
знаком«Обгон запрещен» без табличек при
прерывистой разметке (см.Выезд на полосу встречного
движения).
Преимущество над разметкой имеет только
временный знак (последний абзац ст.1 Приложения 2 к ПДД). Напоминаю, что под
временным знаком понимается знак на переносной стойке (предпоследний абзац
Приложение 1 к ПДД). Утверждение инспектора, что все знаки – временные, т.к.
прикручиваются болтами, – анекдот.
Ориентируйтесь и по установке знака «Обгон
запрещен» для встречного движения. Он