Дмитрий Медведев выступил за жесткие решения,
обеспечивающие безопасность дорожного движения
Президент
Дмитрий Медведев выступает за жесткие и радикальные решения для улучшения
безопасности отечественных дорог. Об этом он сообщил на специальном совещании,
посвященном вопросам безопасности дорожного движения.
Российские
дороги никогда не были безопасным местом. До поры до времени на это то ли закрывали
глаза, то ли считали настолько обыденным делом, что уже и не обращали внимания.
Зато в последние несколько лет на законодательном уровне государство попыталось
всерьез взяться за обуздание печальной дорожной статистики. В первую очередь,
законодатели решили накинуть узду на непосредственных участников дорожного
движения, значительно ужесточив штрафы и наказания для водителей.
Предпринимаемые
через разные программы усилия, безусловно, дали определенный результат. Так, в
2008 году зафиксировано снижение основных показателей аварийности на дорогах -
количество ДТП снизилось на 6,6 процента, число погибших - на 10 процентов, а
раненых - на 7,3. Положительная тенденция вроде бы отмечается и в текущем году,
однако до показателей развитых стран России еще далеко. Число погибших на
российских дорогах на 100 тысяч населения составляет 20 человек, что в 3-5 раз
превышает показатели европейских стран.
Серия
последних громких автотранспортных происшествий с большим количеством жертв
заставила по-новому взглянуть на проблему даже президента. На традиционной
встрече с постоянными членами Совета безопасности, прошедшей 24 июля, Дмитрий
Медведев констатировал, что эти аварии не частный случай, а система.
"Такого рода абсолютно невозможные, невообразимые события случаются далеко
не потому, что дороги безобразного качества, - заявил тогда глава государства.
- Это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и
следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного
движения. Это очень часто не казусы - это просто преступления".
Вчера глава
государства собрал специальное совещание по вопросам безопасности дорожного
движения, пообещав в скором времени вынести эту проблему еще на более высокий
уровень президиума Госсовета. "Мы должны будем принять ряд жестких
решений, если хотите - радикальных, по некоторым направлениям", - заявил
он.
У печальной
дорожной статистики есть не только человеческий, но и экономический подтекст.
"По оценке экспертов, совокупная потеря за последние пять лет экономики
страны от ДТП составляет 5,5 триллиона рублей, - подчеркнул Медведев. - Это
сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за этот же период".
Глава
государства считает, что пересмотра требует вся система дорожного движения во
всех ее аспектах. Например, ГИБДД и МВД должны обратить внимание на работу
собственных сотрудников. "Основная претензия заключается в том, что они не
стремятся предупреждать правонарушения, а стремятся наказать за уже совершенные
действия, - заявил президент. - Они никогда не встанут перед новым
"кирпичом", чтобы разворачивать водителя".
Необходимо,
чтобы сами участники дорожного движения уважительно относились друг к другу.
Это касается даже тех привилегированных водителей, которые ездят на машинах с
"мигалками". "Мы не выбираем соседей ни по дому, ни по лестнице,
тем более - по дорожному вопросу, но от этого зависит наша безопасная и
комфортная жизнь, - напутствовал глава государства. - То, как мы себя ведем, в
конечном счете связано со степенью уважения друг к другу".
Есть вопросы
и к системе подготовки водителей. Автошколы не несут никакой ответственности за
качество подготовки выпускников, у них дефицит квалифицированных инструкторов и
материально-технического оснащения. Да и по большому счету автошколы
превратились в фикцию.
"Права
мы знаем, как даются: кругом взятки, экзамены сдаются абсолютно формально, -
подчеркнул Медведев. - Неудивительно, что более одной трети ДТП совершают
водители, которые только что получили права, хотя они должны быть особенно
аккуратными".
Наконец, не
способствуют улучшению ситуации и сами российские дороги. Около 20 процентов
дорожной сети страны перегружено, а качество многих дорог не выдерживает
никакой критики. И если в крупных городах за дорожной сетью еще как-то следят,
то муниципальные и межмуниципальные дороги попросту никому не нужны.
"Организацией дорожного движения на муниципальных и межмуниципальных
дорогах фактически не занимается никто, - заметил президент. - Но именно в
городах и поселках происходит две трети ДТП. Дела с капитальным и текущим
ремонтом дорог тоже обстоят посредственно - более половины субъектов Федерации
не финансируют эти работы в полном объеме".
Глава ГИБДД
Виктор Кирьянов, правда, посчитал нужным отметить не только негативные моменты
дорожной обстановки. Выступая на совещании, он заметил, что с 2004 года, в
котором на дорогах погибли 34,5 тысячи человек, проводимыми мероприятиями
удалось переломить ситуацию с аварийностью и количеством жертв, снизив эти
показатели.
Дмитрия
Медведева к позитиву склонить оказалось сложно. "Не могу сказать, что нам
удалось что-то там переломить. Мы только-только находимся в начале пути по
исправлению этой ситуации", - ответил он Кирьянову. Несмотря на все
принятые меры, количество ДТП и погибших все равно остается закритичным.
"Любая сохраненная жизнь - это, конечно, плюс. Но этого мало", -
считает он.
Впрочем,
меры спасения пострадавших будут только усиливать. Глава МЧС Сергей Шойгу
предложил в первую очередь ввести нормативы прибытия спасательных служб на
место происшествия, как это сделано для пожарных, которым техническим
регламентом предписано прибывать на пожары в городах за 10 минут, а в сельской
местности за 20. "Точно такую же норму надо вводить и на ДТП - время
прибытия спасательных и медицинских подразделений - и вводить ее в технические
регламенты", - считает Шойгу.
- Я в целом,
безусловно, за, - согласился глава государства. - Надо только взвесить, чтобы
это была работающая норма, чтобы мы декларацию не зафиксировали, что должны
прибывать за 15 минут, а будут прибывать иначе.
К тому же
эти нормативы актуальны для плотно заселенных мест, а там, где на трассе на
десятки километров нет станций "Скорой помощи", медики могут ехать
намного дольше. Поэтому МЧС также предлагает организовывать вертолетную
медицинскую помощь на ключевых трассах. На первом этапе ими могут стать трасса
"Дон", а также трассы на Санкт-Петербург и Казань. В дальнейшем в эту
программу могут попасть автодороги на Минск и Киев.
А глава
минздравсоцразвития Татьяна Голикова предложила использовать вертолетную эвакуацию
как раз на территориях с низкой плотностью населения. "Может быть, нужно
провести в 2010-2011 годах какой-то пилотный проект в отдельно взятых регионах
с тем, чтобы посмотреть, как это будет работать", - сказала министр.
Проблема
только в том, что российские дороги не созданы для работы вертолетов. "К
сожалению, пока дороги строятся по старым проектам, - подчеркнул Сергей Шойгу.
- Не предусмотрено обязательное строительство вертолетных площадок, а страна
очень большая, и при ДТП в "пробках" мы не всегда успеваем".
Некоторые
новинки предлагается ввести и для профессиональных водителей, для которых езда
за рулем не частное дело, а работа. Для них могут ввести обязательное наличие
еще одного документа - помимо паспорта транспортного средства, талона техосмотра
и страховки ОСАГО, они должны будут иметь при себе справку о состоянии
здоровья. "Мы считаем, что, несмотря на имеющееся законодательство,
несмотря на все законы, постановления, приказы минздрава и других федеральных
органов, нам все-таки в целях выполнения работодателями возложенных на них
Трудовым кодексом обязанностей по отстранению от работы тех, кто не прошел
медосмотр, кто не прошел обязательное психиатрическое освидетельствование,
разработать и внедрить новую учетную форму, которую мы пока назвали
"Заключение по результатам предварительного первичного медицинского
осмотра", и рассматривать это заключение как один из обязательных
документов наряду с водительским удостоверением, ПТС и полисом ОСАГО", -
заявила Татьяна Голикова.