Федерации и Военной
автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может
быть включен проблесковый маячок красного цвета.
3.2. При приближении
транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения
беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного
средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные
цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного
цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для
обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а
также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных
средств).
Запрещается выполнять обгон
транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные
цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон
транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные
цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного
цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного
средства (сопровождаемых транспортных средств).
(п. 3.2 в ред. Постановления
Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
3.3. Приближаясь к стоящему
транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель
должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в
случае необходимости.
3.4. Проблесковый маячок
желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в
следующих случаях:
выполнение работ по
строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных
и перемещаемых транспортных средств;
перевозка крупногабаритных
грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых
веществ высокой степени опасности;
сопровождение транспортных
средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
Включенный проблесковый маячок
желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для
предупреждения других участников движения об опасности.
(п. 3.4 в ред. Постановления
Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
3.5. Водители транспортных
средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при
выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке
поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать
от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 - 2.6, 3.11 - 3.14,
3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 - 9.8 и 16.1 настоящих
Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Водители транспортных средств
при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения
транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы,
с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать
от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного
движения.
(п. 3.5 в ред. Постановления
Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
3.6. Водители транспортных
средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств,
перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый
маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях
на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не
дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников
милиции и иных лиц.
4. Обязанности пешеходов
4.1. Пешеходы должны двигаться
по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица,
передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю
проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для
других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных
дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы
могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей
части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей
части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица,
передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед,
велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных
средств.
(в ред. Постановления
Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
При движении по обочинам или
краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости
пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими
элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных
средств.
(абзац введен Постановлением
Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
4.2. Движение организованных
пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения
транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд.
Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с
красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
- с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить
только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам,
но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны пересекать
проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а
при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости
перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю
проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она
хорошо просматривается в обе стороны.
4.4. В местах, где движение
регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или
пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых
пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как
оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и
убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части
вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для
движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства
или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии
приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть,
пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с
обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход,
должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных
направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности
дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении
транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным
звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а
находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и
незамедлительно освободить проезжую часть.
4.8. Ожидать маршрутное
транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей
частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В
местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми
посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в
транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не
задерживаясь, освободить проезжую часть.
(в ред. Постановления
Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
При движении через проезжую
часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы
должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.
(в ред. Постановлением
Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
5. Обязанности пассажиров
5.1. Пассажиры обязаны:
при поездке на транспортном
средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при
поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
посадку и высадку производить
со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного
средства.
Если посадка и высадка
невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны
проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим
участникам движения.
5.2. Пассажирам запрещается:
отвлекать водителя от
управления транспортным средством во время его движения;
при поездке на грузовом
автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше
бортов;
открывать двери транспортного
средства во время его движения.
6. Сигналы светофора и
регулировщика
6.1. В светофорах применяются
световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения
сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода
или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами
могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой
стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора
имеют следующие значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает
движение;
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ
разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре
будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в
секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться
цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает
движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о
предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ
разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или
пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе
мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого
сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого
сигнала.
6.3. Сигналы светофора,
выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов <*>, имеют
то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие
распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.
При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не
запрещено соответствующим дорожным знаком.
--------------------------------
<*> Вместо красных и
желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые
сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками.
Такое же значение имеет зеленая
стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции
означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый
сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она
информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает
иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен
в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только
на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный
запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения
велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами
уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером
200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых
пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора
могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения
транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление
движения по которым может изменяться на противоположное, применяются
реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде
стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают
движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного
светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по
диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей
смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает
стрела.
При выключенных сигналах
реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих
сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
6.8. Для регулирования движения
трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по
выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации
с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы
"Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего
сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение
налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних
сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный
мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение
транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и
красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости
приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика
имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ
ОПУЩЕНЫ:
со стороны левого и правого
бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам
прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
со стороны левого бока
разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех
направлениях;
со стороны груди всем
транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины
движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить
проезжую часть за спиной регулировщика.