Техосмотр
с пристрастием
Депутаты увеличили штраф за езду без
техосмотра с 200 до 800 руб., а за езду с
просроченными транзитами со 100 до 800
руб. Ужесточение дисциплинирует водителей
и пополнит казну, считают
депутаты.
Правозащитники уверены,
что нововведение пополнит только карманы
гаишников, а система техосмотров и вовсе
скоро будет упразднена.
Во втором
чтении Госдума поддержала поправки в
статью 12.1 Кодекса об административных
правонарушениях, предусматривающие
увеличение штрафа за езду на автомобиле,
не прошедшем техосмотр, с 200 до 800 рублей,
а за езду на незарегистрированном в
установленном порядке автомобиле со
100 до 800 рублей.
В комитете по
конституционному законодательству и
государственному строительству,
ответственном за законопроект, считают,
что существующие штрафы за эти нарушения
в 100 и 200 рублей слабо побуждают
автовладельцев соблюдать закон.
«Если автомобиль едет,
то другие участники движения надеются,
что он абсолютно исправен, – сказал
«Газете.Ru» первый заместитель председателя
комитета Александр Москалец. – Автомобили
калечат и убивают десятки людей, поэтому
в транспорте должны быть исправны
системы электрооборудования, тормозные
и рулевые системы и т. д.».
Между тем
депутат считает, что процедуру техосмотров
нужно отменить и ввести наказание за
езду на неисправной машине.
«В
будущем я бы техосмотры отменил, за
исключением транспортных средств,
которые производят массовые перевозки»,
– рассуждает господин Москалец. Ранее
упразднить техосмотр также предлагал
департамент транспорта Москвы.
В
ГИБДД «Газете.Ru» заявили, что любое
увеличение штрафов носит профилактический
характер, а сумму штрафа надо поднимать
в связи с подорожанием потребительской
корзины и инфляцией. «Даже судебные
приставы не пытаются взыскивать
100-рублевый штраф, потому что процесс
взыскания стоит дороже, – сказал
заместитель начальника департамента
обеспечения безопасности дорожного
движения Владимир Кузин. – Управление
транспортным средством, не прошедшим
техосмотр, создает угрозу безопасности
окружающих».
Правозащитники, в свою
очередь, полагают, что наличие талона
техосмотра на безопасность дорожного
движения никак не влияет. «Большинство
талонов покупаются, – сказал «Газете.Ru»
президент Коллегии правовой защиты
автовладельцев Виктор Травин. – Вся
система техосмотров строится на
взятках».
Не изменит ситуации и
передача этой функции коммерческим
структурам, уверен эксперт.
Штраф
– это не самое важное последствие езды
без техосмотра. Поскольку езда на таком
автомобиле запрещена, гаишники вправе
снять с авто нарушителя государственные
регистрационные знаки. На прохождение
техосмотра водителю отводятся одни
сутки, а управление транспортным
средством без номеров после этого срока
чревато штрафом в 5 тысяч рублей или
лишением прав на 1–3 месяца. Однако
далеко не каждый успевает пройти все
процедуры за один день (например, если
номера сняли в выходной), после чего для
доставки авто на техосмотр водитель
вынужден обращаться в службу эвакуации.
«Суровость наказания должна соответствовать
общественной опасности деяния, проще
техосмотр совсем отменить», – считает
Виктор Травин.
По данным МВД, в 2008
году в России было выявлено 1,2 миллиона
нарушителей, управлявших незарегистрированным
в установленном порядке автомобилем.
Это
те водители, которые не поставили на
учет авто в течение 5 суток с момента
приобретения или не получили номера по
истечении 20 дней после того, как был
выдан транзитный регистрационный знак.
Дело в том, что транспортный
налог начинает начисляться только после
официальной регистрации машины, поэтому
некоторые автовладельцы зачастую
оттягивают момент регистрации, чтобы
не платить налог. «Очень много ДТП
происходит с неустановленными
транспортными средствами. Вследствие
того что номера нет и невозможно
идентифицировать, люди несут огромный
материальный ущерб и не могут предъявить
иски, – рассказали «Газете.Ru» в ГИБДД.
–
А если преступление совершено на
таком авто, то нарушитель уходит от
уголовной ответственности».
Эксперты
в один голос подчеркнули, что злостных
нарушителей ужесточение законодательства
не остановит. «Это мертвая норма, которая
ничего не даст», – считает лидер движения
«Автомобилисты России» Виктор Похмелкин.
«Страдать будут в основном законопослушные
граждане», – согласился Виктор Травин.