Приказ
МВД РФ от 1 июня 1998 г. N 329
"О
реформировании деятельности
Госавтоинспекции МВД России"
Принятые
органами внутренних дел меры по
обеспечению безопасности дорожного
движения способствовали тому, что в
течение последних шести лет в Российской
Федерации отмечается последовательное
сокращение дорожно-транспортных
происшествий и числа пострадавших в
них людей.
В то же время
использование методов и форм влияния
на обстановку с аварийностью,
ориентированных на широкое применение
мер административного воздействия, к
кардинальным изменениям не привело.
Сложившаяся практика не находит понимания
у участников дорожного движения и
приводит к обострению отношений между
ними и сотрудниками милиции, порождает
жалобы и негативные публикации в
средствах массовой информации.
Деятельность
сотрудников дорожно-патрульной службы
Госавтоинспекции МВД России не нацелена
на обеспечение бесперебойного и
безопасного процесса дорожного движения,
оказание помощи его участникам. Не
налажено должного взаимодействия с
общественными объединениями.
Недостаточный
уровень профессиональной подготовки,
индивидуально-воспитательной работы,
контроля за несением службы предопределили
возросшее число должностных правонарушений,
совершенных сотрудниками Госавтоинспекции
МВД России. Выявленные
контрольно-профилактическими
подразделениями и службой собственной
безопасности негативные факты в
деятельности Госавтоинспекции МВД
России не предаются широкой огласке.
Проявляется
медлительность в реализации положений
Концепции развития и совершенствования
деятельности Государственной автомобильной
инспекции Министерства внутренних дел
Российской Федерации на период 1998-2005
гг.
В целях
устранения имеющихся недостатков в
деятельности органов внутренних дел
по обеспечению безопасности дорожного
движения, повышения ее эффективности
- приказываю:
1. Считать
главной задачей Государственной
автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Российской Федерации
на текущий период и ближайшую перспективу
защиту законных прав и интересов
участников дорожного движения.
2. Установить,
что основанием для остановки транспортных
средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение
правил дорожного движения водителями
или пассажирами;
- наличие
данных, свидетельствующих о причастности
водителя, пассажиров к совершению
дорожно-транспортного происшествия,
административного правонарушения,
преступления;
- нахождение
транспортного средства в розыске, а
также наличие данных об использовании
транспортного средства в противоправных
целях;
- необходимость
опроса водителя или пассажиров об
обстоятельствах совершения
дорожно-транспортного происшествия,
административного правонарушения,
преступления, очевидцами которого они
являются;
- выполнение
решений уполномоченных на то государственных
органов или должностных лиц об ограничении
или запрещении движения;
- необходимость
привлечения водителя или транспортного
средства для оказания помощи другим
участникам дорожного движения или
сотрудникам милиции;
- проверка
документов на право пользования и
управления транспортными средствами,
а также документов на транспортное
средство и перевозимый груз - только на
стационарных постах дорожно-патрульной
службы Госавтоинспекции МВД России,
контрольных постах милиции и
контрольно-пропускных пунктах.
Остановку
транспортных средств в иных случаях
расценивать как нарушение служебной
дисциплины.
3. При обращении
к участнику дорожного движения сотрудник
милиции должен представиться, приложив
руку к головному убору, назвать свою
должность, специальное звание и фамилию,
сообщить о причине остановки транспортного
средства. В случае обращения гражданина
сотрудник, выполнив те же требования,
обязан принять меры по оказанию
непосредственной помощи, а в необходимых
случаях разъяснить, куда следует
обратиться для разрешения поставленного
вопроса.
4. При
привлечении к административной
ответственности за нарушение правил
дорожного движения сотрудник милиции
обязан разъяснить нарушителю права,
предусмотренные законодательством:
знакомиться с материалами дела, давать
объяснения, представлять доказательства,
заявлять ходатайства; при рассмотрении
дела пользоваться юридической помощью
адвоката; выступать на родном языке и
пользоваться услугами переводчика,
если не владеет языком на котором ведется
производство; обжаловать постановление
по делу (статья 247 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях).
5. Установить,
что контроль за соблюдением водителями
транспортных средств правил дорожного
движения в системе органов внутренних
дел Российской Федерации является
исключительной компетенцией сотрудников
Госавтоинспекции МВД России и участковых
инспекторов милиции.
Сотрудники
других служб милиции могут осуществлять
указанный контроль в случаях введения
в действие специальных планов, а также
выполнения совместно с сотрудниками
Госавтоинспекции МВД России задач,
связанных с обеспечением общественного
порядка и общественной безопасности,
по решению руководителя органа внутренних
дел.
6. Запретить
сотрудникам дорожно-патрульной службы
Госавтоинспекции МВД России проверку
содержания окиси углерода в отработавших
газах двигателя, а также технического
состояния транспортных средств, прошедших
в установленном порядке государственный
технический осмотр.
7. Министрам,
начальникам главных управлений,
управлений внутренних дел субъектов
Российской Федерации:
7.1. Обеспечить
в течение месяца оснащение служебных
помещений, контрольных постов милиции,
стационарных постов и патрульных
автомобилей дорожно-патрульной службы
Госавтоинспекции МВД России информационными
средствами, содержащими сведения о
дислокации подразделений Госавтоинспекции
МВД России, номерах телефонов дежурных
частей.
Организовать
с использованием средств массовой
информации разъяснение участникам
дорожного движения их прав и обязанностей,
порядка обжалования неправомерных
действий должностных лиц Госавтоинспекции
МВД России.
7.2. Активизировать
совместную с общественными объединениями
работу среди населения по профилактике
дорожно-транспортных происшествий и
укреплению дисциплины участников
дорожного движения.
Организовать
проведение ежеквартального мониторинга
общественного мнения участников
дорожного движения, а также сотрудников
подразделений Госавтоинспекции МВД
России, результаты которого использовать
в деятельности по укреплению законности
и дисциплины среди сотрудников
Госавтоинспекции МВД России, усилению
профилактической работы с участниками
дорожного движения.
7.3. Привести
в третьем квартале текущего года штаты
контрольно-профилактических подразделений
ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской
Федерации в соответствие с приказом
МВД России от 4 декабря 1995 г. N 456 дсп,
обеспечить их комплектование наиболее
подготовленными сотрудниками,
предусмотреть целевое выделение
автотранспорта и технических средств
контроля.
7.4. Рассмотреть
до 1 сентября 1998 года целесообразность
функционирования существующих
стационарных постов дорожно-патрульной
службы Госавтоинспекции МВД России, в
первую очередь на федеральных автомобильных
дорогах, и принять меры к сокращению их
количества.
7.5. Внести в
третьем квартале текущего года на
рассмотрение органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
предложения:
- о приведении
штатной численности Госавтоинспекции
МВД России в соответствие с нормативами,
объявленными Указом Президента Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. N 203;
- о запрещении
выставления на автомобильных дорогах
контрольных постов, функции которых
выходят за пределы правоохранительной
деятельности.
7.6. Довести
до сведения сотрудников органов
внутренних дел положения настоящего
приказа, а от сотрудников Госавтоинспекции
МВД России принять в третьем квартале
1998 года зачеты.
8. ГУГАИ МВД
России (Федорову В.А.):
8.1. Обеспечить
сопровождение проекта Положения о
Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской
Федерации в инстанциях.
8.2. В течение
двух месяцев после утверждения Положения
о Государственной автомобильной
инспекции Министерства внутренних дел
Российской Федерации разработать
проекты положения о Главном управлении
Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, его структуру и штатное
расписание, а также типовых положений
об управлении (отделе) Государственной
автомобильной инспекции МВД, ГУВД, УВД
субъектов Российской Федерации, об
отделе (отделении) Государственной
автомобильной инспекции УВД, ОВД городов,
районов, районов в городах и их типовых
штатных расписаний.
8.3. Подготовить
до 1 сентября 1998 года проекты Наставления
по дорожно-патрульной службе Государственной
автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Российской Федерации и
Наставления по техническому надзору
Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
8.4. Подготовить
до 1 января 1999 года проекты Инструкции
по организации работы Государственной
автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Российской Федерации
по пропаганде безопасности дорожного
движения и Наставления по службе
организации движения и дорожной инспекции
Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
8.5. Внедрить
в трехмесячный срок систему обратной
связи Госавтоинспекции МВД России с
участниками дорожного движения.
8.6. Подготовить
в четвертом квартале 1999 года предложения
по изменению ГОСТа Р 50574-93 "Автомобили,
автобусы и мотоциклы оперативных и
специальных служб. Цветографические
схемы, опознавательные знаки, надписи,
специальные световые и звуковые сигналы.
Общие требования".
8.7. Разработать
до 1 ноября 1998 года программу оснащения
подразделений дорожно-патрульной службы
Госавтоинспекции МВД России
контрольно-измерительными приборами.
8.8. Совместно
с Госкомсвязи России изучить вопрос
выделения единого телефонного номера
для дежурных частей Госавтоинспекции
МВД России.
8.9. Проработать
до 1 января 1999 года вопрос о введении
безналичной оплаты штрафов за нарушение
правил дорожного движения.
8.10. Подготовить
до 1 июля 1998 года проект Положения об
Общественном совете Государственной
автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
9. ГУГАИ
(Федорову В.А.), ГУМТиВС (Коржову В.М.) МВД
России представить до 1 сентября 1998 года
новые образцы форменного снаряжения и
отличительных знаков для сотрудников
Госавтоинспекции МВД России.
10. Считать
утратившим силу пункт 8.2 Наставления
по дорожно-патрульной службе Государственной
автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел Российской Федерации
(приложение 1 к приказу МВД России от 10
января 1994 г. N 6, зарегистрированному в
Минюсте России 31 января 1994 г. N 474).
11. Считать
утратившим силу указания МВД России от
31 июля 1996 г. N 1/13366, от 6 августа 1996 г. N
1/13413, от 6 ноября 1996 г. N 1/18416, от 19 ноября
1996 г. N 1/19231, от 12 декабря 1996 г. N 1/20614, от
24 декабря 1996 г. N 1/21318, от 6 января 1997 г. N
1/167, от 27 марта 1997 г. N 1/5307, от 28 июля 1997 г.
N 1/12100, от 1 октября 1997 г. N 1/13303.
12. Контроль
за исполнением приказа возложить на
заместителя Министра генерал-полковника
милиции Латышева П.М.
Министр
С.Степашин
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 4 июня 1998 г.
Регистрационный
N 1534