Определение
СК Верховного Суда РФ от 13 апреля 2000 г.
"На
лицо, которое приобрело перемещенное
через таможенную границу Российской
Федерации транспортное средство, может
быть возложена гражданско-правовая
ответственность (или другие неблагоприятные
последствия) только при доказанности
того, что в момент приобретения это лицо
знало или должно было знать о незаконности
ввоза" (извлечения)
И далее:
Удовлетворение
иска Ж. суд первой инстанции мотивировал
тем, что договор купли-продажи автомашины
не признан недействительным, в силу п.2
ст.218 ГК РФ право
собственности у истицы возникло по
основаниям, предусмотренным законом.
Постановлением Санкт-Петербургской
таможни от 17 февраля 1998 г. по делу о
нарушении таможенных правил вины
истицы не установлено,
на момент приобретения машины (19 ноября
1996 г.) ей не было известно о нарушении
таможенных правил в отношении машины
неустановленным лицом, в связи с чем
она является добросовестным
приобретателем.
Истица к административной (таможенной)
ответственности не привлекалась, при
таких обстоятельствах, как считал
районный суд, изъятие у собственника
автомашины нарушает его права.
Президиум
Санкт-Петербургского городского суда,
отменяя решение суда и отказывая Ж. в
иске, сослался на то, что таможенное
оформление автомобиля не было завершено,
в связи с чем он правильно конфискован
как непосредственный объект таможенного
нарушения и не мог быть объектом
отчуждения по договору купли-продажи.
Поэтому вывод районного суда о переходе
к истице права собственности на автомобиль
на основании надлежащим образом
заключенного договора противоречит
нормам материального права.
Однако
постановление президиума Санкт-Петербургского
городского суда нельзя признать
правильным.
Согласно
ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно
приобретено у лица, которое не имело
права его отчуждать, о чем приобретатель
не знал и не мог знать (добросовестный
приобретатель), то собственник вправе
истребовать это имущество от приобретателя
в случае, когда имущество утеряно
собственником или лицом, которому
имущество было передано собственником
во владение, либо похищено у того или
другого, либо выбыло из их владения иным
путем помимо их воли.
В силу ст.304
того же Кодекса собственник может
требовать устранения всяких нарушений
его права.
Согласно ч.8
ст.124 ТК РФ при незаконном перемещении
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации
солидарную
ответственность за уплату таможенных
платежей несут лица, незаконно
перемещающие товары и транспортные
средства, лица, участвующие в незаконном
перемещении, если они знали или должны
были знать о незаконности такого
перемещения, а при ввозе - также лица,
которые приобрели в собственность или
во владение незаконно ввезенные товары
и транспортные средства, если в момент
приобретения они знали или должны были
знать о незаконности ввоза.
Таким образом,
гражданско-правовая
ответственность либо другие неблагоприятные
последствия могут быть возложены на
лицо, которое приобрело перемещенное
через таможенную границу Российской
Федерации транспортное средство, при
доказанности того, что в момент
приобретения это лицо знало или должно
было знать о незаконности ввоза.
Это положение распространяется и на
случаи, когда таможенное средство,
перемещенное через таможенную границу,
не прошло таможенного оформления.
При
недоказанности указанного таможенные
платежи должно вносить лицо, переместившее
и продавшее транспортное средство.
В деле нет
доказательств того, что в момент
приобретения машины истице было известно
о незаконности ее ввоза либо о том, что
машина не прошла таможенного оформления.
При таких
обстоятельствах Ж. - добросовестный
приобретатель
и не имеет отношения к нарушению
таможенных правил, поэтому конфискация
у нее автомашины противоречит закону.
С учетом
изложенного нельзя согласиться с доводом
президиума о том, что договор купли-продажи
машины, заключенный между Ж. и П.,
недействителен (ничтожен) как сделка,
не соответствующая требованиям закона,
независимо от признания его таковым
судом.