В предыдущей статье мы попытались проанализировать с точки зрения действующего
российского законодательства возможные трения между инспектором ГАИ и водителем
транспортного средства в случае остановки последнего на дороге, а также как
предписывают ведомственные инструкции вести себя в той или иной ситуации обеим
вступающим в конфликт сторонам. Сегодня в продолжение данной темы хочется
рассмотреть ещё несколько спорных моментов во взаимоотношениях автомобилистов и
стражей порядка с полосатым жезлом и номерной бляхой на груди.
Задержание транспортного средства
Согласно пункту 13.13 Наставления по
работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее - Наставление), сотрудник ДПС производит
задержание ТС при управлении им лицом, в отношении которого имеются достаточные
основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, а также в случае
управления ТС лицом, не имеющим права управления, или лишённым этого права, или
не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД.
Перечень оснований задержания ТС
изменился с вводом в действие нового КоАП РФ. Вышеназванные основания остались
и появились новые, а именно:
- если ТС имеет неисправности
тормозной системы, рулевого управления или неисправное сцепное устройство;
- если ТС создало препятствие для
движения других ТС;
- если водитель отказался от
прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения.
В ч.1 ст.27.13 КоАП РФ перечислены
исчерпывающие основания, дающие право инспектору ДПС задержать ТС. Задержание и
помещение ТС на штрафстоянку или на территорию стационарного поста или отдела
милиции по другим основаниям является нарушением действующего законодательства,
и сотрудник милиции, допустивший незаконные действия, может быть привлечён к
административной ответственности по статье 12.36 КоАП РФ.
Запрет эксплуатации транспортного
средства и снятие государственных регистрационных знаков
С 1 июля 2002 г. в соответствии с
новым КоАП РФ снятие номерных знаков и запрещение эксплуатации ТС производится
только в случаях, предусмотренных ч.2 ст.27.13 Кодекса, то есть если ТС не
прошло гостехосмотр, имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления
или неисправность сцепного устройства. Если же номерные знаки ретивые гаишники
собираются снять с автомобиля при других обстоятельствах, например за
тонированные стёкла или неисправности, не указанные в ч.2 ст.27.13, то тем
самым должностные лица ГИБДД превышают свои полномочия и нарушают
законодательство.
Ссылки некоторых инспекторов ГИБДД и
их начальников на Указы Президента РФ № 711 и № 679, которые якобы дают им
право запрещать эксплуатацию ТС со снятием номерных знаков и в других случаях,
не имеют под собой никакого правового основания. Во-первых, в самих указах не
перечислены основания, на которые ссылаются сотрудники ГИБДД. Во-вторых,
деятельность органов ГИБДД регламентируется отнюдь не указами, пусть и
президентскими, а Положением о ГИБДД МВД РФ, утверждённым указом № 711, и
внесёнными изменениями и дополнениями в это Положение, которые были утверждены
Указом № 679.
В подпункте "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД МВД РФ
чётко и недвусмысленно записано, что Госавтоинспекция имеет право запрещать
эксплуатацию ТС, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, со снятием государственных регистрационных знаков до
устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения. Основания же
для снятия номерных знаков прописаны, как уже упоминалось, в ст.27.13 ч.2
Административного кодекса РФ, и каких-либо других случаев для этого закон не
предусмотрел. Юристам ГИБДД надо грамотно читать и понимать нормы права, правильно
применять их на практике, а не выдумывать свои положения.
На сегодняшний день инспекторы ДПС
продолжают использовать бланки протоколов о задержании ТС и о запрещении
эксплуатации ТС, являющиеся недействительными ввиду того, что Приказом МВД РФ
от 19.03.2004 г. № 187 утверждены новые формы протоколов, и п.2.2 предписывает
организовать в месячный срок изготовление бланков документов, предусмотренных
данным приказом.
В этих протоколах чётко указано, что
задержание и запрет эксплуатации ТС возможен только на основании ст.27.13 КоАП
РФ с указанием конкретного нарушения, предусмотренного Административным
кодексом. Действия же сотрудников ГИБДД, нарушающих права граждан, могут быть
оспорены в суде.
Если автомобиль имеет
изменённую маркировку узлов и агрегатов
Согласно пункту 16.1 Наставления,
сотрудник ДПС должен осуществлять работу по розыску угнанных или похищенных ТС.
Он имеет право останавливать автотранспортные средства, сходные с находящимися
в розыске по марке, цвету и характерным приметам, сверяя тип, модель,
государственные регистрационные знаки, номера кузова, двигателя с данными,
записанными в регистрационных документах, и через дежурную часть ОВД проверяет
по базе данных разыскиваемых ТС реквизиты проверяемых номерных агрегатов и
регистрационных документов.
Если инспектор ДПС обнаружит
признаки подделки документов, знаков, изменения, уничтожения маркировки,
несоответствие номеров агрегатов регистрационным документам, то оформление
материалов проводится в соответствии с нормами уголовно-процессуального
законодательства. Собранные первичные материалы, задержанные лица и ТС
передаются в органы внутренних дел по месту совершения правонарушения (п.16.4).
Нередко положения п.16.4 Наставления
нарушаются сотрудниками ГИБДД, когда ТС задерживается (при этом составляется
административный протокол о задержании) и доставляется на штрафстоянку или
территорию стационарного поста или отдела милиции, но конструктивные места
автомобиля не опечатываются и опись предметов и вещей, находящихся в салоне и
багажнике, не составляется, что в дальнейшем приводит к конфликтным ситуациям.
Из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что автомобиль может быть задержан только в рамках УПК РФ или по
основаниям, указанным в ст.27.13 КоАП РФ.
Досмотр транспортного средства
Для проведения досмотра автомобиля
требуются весьма серьёзные основания.
Досмотр ТС может производиться при
подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, досмотр груза -
при наличии оснований полагать, что он незаконно перевозится (п.13.17 Наставления).
Досмотр - это ознакомление
сотрудников милиции с содержимым салона автомобиля, его багажника, личными
вещами водителя и пассажиров. Право досмотра на основании закона "О
милиции" дано всем сотрудникам этого ведомства при исполнении ими служебных
обязанностей. Сам досмотр предполагает лишь визуальное ознакомление с
содержимым багажника, салона. Сотрудники милиции не имеют права рыться в
багажнике автомобиля, в его салоне, в сумках и одежде досматриваемых. Не
позволяйте ретивым "пинкертонам" превращать досмотр в
несанкционированный обыск.
Досмотру должно предшествовать
предложение должностного лица, уполномоченного осуществлять досмотр, лицу, во
владении которого находится ТС, предъявить документы или иные вещи, являющиеся
орудием совершения или предметом правонарушения.
Любой досмотр должен осуществляться
в присутствии двух понятых с обязательным составлением отдельного протокола,
либо делается соответствующая запись в протоколе об административном
задержании.
Если при досмотре ТС сотрудник ГИБДД
не обнаружит орудия совершения либо предметов правонарушения или запрещённых в
обороте предметов и вещей, то можно говорить о том, что у сотрудника милиции не
было достаточных оснований подозревать, что транспортное средство используется
в противоправных целях и с его помощью перевозятся запрещённые предметы, а
стало быть досмотр произведён незаконно. Водителю необходимо получить копию
протокола и в дальнейшем обжаловать действия сотрудника милиции в порядке,
установленном законодательством.