Следующий рисунок иллюстрирует зону действия
предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается
«ограничение видимости».
Следует всегда помнить, что Правила – это
выжимка из ГОСТов. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это
закреплено в законе «О БДД» ст.22 п.1 и 4 и Законе «О милиции» ст.10 п.9 (см.Обгон в зоне
действия знака «Обгон запрещен»), причем приоритет отдается ГОСТам. Поэтому
термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не
смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не
волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это
знать.
Вы когда-нибудь задумывались, почему
бутерброд всегда падает маслом вниз? Для того, чтобы бутерброд, падая со стола,
мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех
метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом,
составил бы около 20
метров.
Т.е., если бы столы были выше, бутерброды
падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую
высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой
рост, какой имеют? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были много
выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах,
во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и
тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться.
Таким образом, закон падающего бутерброда в
конце концов определяется свойствами нашей Вселенной – силой гравитации. Прочность
костей зависит от силы химических связей, а эта сила, в свою очередь, зависит
от величины заряда электрона.
Примерно такое же соотношение между ПДД (бутерброд)
и ГОСТами (постоянная гравитации и заряд электрона). Вы обязаны знать ПДД, но
ответы, почему Правила именно такие, следует искать в ГОСТах. По большому счету
ГОСТы отталкивается от тех же самых законов физики, и обоснование положениям
Правил можно сделать и без ГОСТ, но тогда это будет очень объемный труд. Обоснуйте
ограничение видимости в 300 м
на скорости 90 км/ч
на уровне 1,2 м
от поверхности дороги. Не проще ли сослаться на ГОСТ?
Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные
дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. Минимальная ширина
проезжей части при 4-х полосном движении – 15 метров, т.е. ширина
полос на такой дороге 3,75
метра. В СНиП 2.07.01-89 «Застройка городов» допускается
полоса 2,75 для проездов, а для 4-х полосного движения минимальная ширина проезжей
части – 14 метров.
Об этом же сказано в ГОСТ Р 52289-2004, «При
разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог
согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах,
элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих
строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения должна быть не
менее 3,00 м.
Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых
автомобилей, до 2,75 м
при условии введения необходимых ограничений режима движения.».
Итого, при ширине дороги менее 12 метров (4*3 м)
говорить о наличии 4-х полос бессмысленно. Реально ширина 4-х полосной дороги
должна быть 14 метров
в городе и 15 метров
за городом.
Много это или мало? Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами 1875 мм, т.е. 4 автомобиля
займут 7,5 метров.
Пускай между ними промежуток 0,5
метра. Итого, для разъезда «вплотную» нужно примерно 9 метров. Вот этим и
пользуются нерадивые инспектора: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит 4
полосы, значит ст.12.15 п.3 или 4 КоАП. Не стесняйтесь, меряйте ширину дороги.
Измерять следует реальную ширину. Например, зимой дорога
сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не
откапывайте бордюр под ними. Не следует принимать во внимание и местные
уширения с вашей стороны дороги, т.к. на количество встречных полос эти
уширения не влияют. Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от
разметки до разметки.
Вдогонку, а вы сможете «на глаз» определить середину дороги
шириной 12 метров
без разметки? А вот инспектора ГАИ могут! Причем, стоя на обочине за десятки, а
то и сотни метров от места действа.
Кроме этого, ст.9.1 ПДД вам предоставлено право
самостоятельно определять количество полос. Даже, если дорога оказалась 12 метров, пишите, что вы
определили ширину не более 10
метров, а потому пошли на обгон (разворот, поворот
налево).
Определение встречного движения приведено в п.9.1 ПДД, «При
этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина
ширины проезжей части, расположенная слева…» Ни перекрестка, ни дороги и
т.д., а именно проезжей части. Причем именно одной проезжей части, а не
проезжих частей.
Смотрим
рисунок 1. За поворот [1] и разворот [2], последует абсолютно справедливое
наказание по ст. 12.15.3 КоАП. Встречное
движение обозначено стрелкой [3].
За маневр нарисунке 2 вас попытаются наказать по ст.12.15 п.4 КоАП, хотя здесь имеет место нарушение разметки – ст.12.16 КоАП. Как бороться? Присмотритесь к
пунктирным линиям. По определению перекрестка эти потоки – пересекаемые, а не
встречные, как вам попытаются доказать. В противном случае на перекрестке один
попутный поток, 3 встречных и ни одного пересекаемого. Встречный поток, который
появляется за двойной сплошной, на перекрестке поворачивает. Такая позиция
закреплена в решении Мос.гор.суда от 27.01.04 г. № 4гадм/5-21, и оно не
противоречит ни Постановлению Пленума ВС от 24.10.06 г., ни новой редакции
КоАП.
Маневр, показанный стрелкой [1] на рисунке 3, также
попадает под ст.12.16 КоАП –
маневр совершен в пределах перекрестка, на встречное движение [3] вы не
выезжали и нарушили разметку. При составлении схемы инспектор нарисует стрелку [2],
как будто вы двигались по полосе встречного движения [4] за пределами
перекрестка. Исправьте схему, нарисуйте стрелку [1], распишитесь возле нее, в
протокол запишите: «Схема исправлена». Если на таком перекрестке левый поворот
разрешен, но вы проехали по траектории [2], также последует наказание за выезд
на полосу встречного движения. Будьте внимательны, при повороте задние колеса
идут левее передних на несколько десятковсантиметров.
В
противовес рисунку 2 и нарушению разметки и знака привожу аналогичный рисунок 4.
На нем встречный поток не поворачивает, двойная разметка на перекрестке
отсутствует. Классический въезд на одностороннее движение – ст.12.15 п.4 КоАП. Тут же приведен пример
нарушения по ст.12.15 п.3 КоАП без
нарушения разметки.
Возникает
вопрос, как сориентироваться в количестве полос, если разметка 1.3 стерта? ГОСТ
Р 52289-2004: «4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим
движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно
восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки». Какой знак
соответствует двойной разделительной разметке 1.3? Оказывается, только один –
4.1.1 «Движение прямо» (п.5.5.3 ГОСТ).
Соответственно,
если разметки нет или не видна, то в отсутствие знака «Движения прямо» наказать
вас не смогут. Более того, инспектор обязан составить рапорт о том, что
разметка не видна, или вызвать дорожную технику (см.Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»).
С
учетом важности знака «Движение прямо» он должен дублироваться – п.5.5.4 ГОСТ:
«На