ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ (часть 2)
15.07.2009, 22:56
осмотра в размере предполагаемой стоимости услуги, а
окончательный расчет производится при выдаче остальных документов по
фактической стоимости услуги.
2.23. Заказчик услуги вправе отказаться от ее выполнения, оплатив
стоимость выполненных работ на момент расторжения заказа.
2.24. Вызов специалиста-автоэксперта (далее - эксперта) в суд или
следственные органы для консультаций, разъяснений (кроме случаев, связанных с
некачественной работой) оплачивается в установленном законом порядке.
2.25. К экспертам, непосредственно осуществляющим осмотр
транспортного средства, подготовку заключений, калькуляций и других документов,
предъявляются требования в соответствии с законом об оценочной деятельности.
3. Подготовительные работы и осмотр
автотранспортного средства
3.1. Эксперт, при обращении к нему заказчика услуг, проверяет
правильность оформления заявки, уточняет вид заказанной услуги и, при
необходимости, наличие уведомления о своевременном вызове заинтересованных
сторон (лиц).
3.2. Автотранспортное средство предъявляется на осмотр в чистом
виде и осматривается в условиях, обеспечивающих возможность проведения
качественного осмотра, должен быть обеспечен доступ в моторный отсек, салон,
багажное отделение и т.п.
3.3. Перед началом осмотра эксперт знакомится с имеющимися
документами и уточняет (фиксирует) следующие данные:
3.3.1. Фамилия, имя, отчество собственника транспортного средства
(доверенного представителя); для юридического лица - полное наименование.
3.3.2. Почтовый адрес собственника транспортного средства
(доверенного представителя): прописки (регистрации) - физического лица;
юридический - юридического лица, номер расчетного счета и адрес банковского
учреждения.
3.3.3. Данные паспорта транспортного средства (технического
паспорта, свидетельства о регистрации): серия, номер, кем и когда выдан.
При отсутствии регистрационных документов допускается
использовать данные справки-счета, договора купли-продажи или контракта на
поставку транспортного средства.
В случае необходимости эксперт имеет право затребовать
нотариально заверенный перевод содержания документов на транспортное средство.
3.3.4. Идентификационные данные на транспортное средство: вид,
марка, модель (модификация), страна-изготовитель, страна-импортер (для
транспортных средств иностранного производства, бывших в употреблении), тип
лакокрасочного покрытия (металлик, перламутр и т.п.), цвет кузова (кабины - для
грузовых автомобилей; платформы - для прицепа), год и месяц выпуска, номер
двигателя, его тип и рабочий объем, номер кузова, шасси (рамы),
идентификационный номер (VIN), регистрационный знак, наличие отметок (даты) о
замене номерных агрегатов, пробег по счетчику пройденного пути спидометра.
3.4. Во время осмотра эксперт должен определить дефекты АМТС и
занести их в "Акт осмотра транспортного средства" в раздел "ПРИ
ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО". В этот раздел недопустимо включать выводы и
предложения эксперта о методах и способе восстановления АМТС (замена или ремонт
деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.); для
рекомендаций эксперта в акте предназначен раздел "ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТА".
Во время осмотра эксперт определяет техническое состояние,
комплектность АМТС и проверяет:
3.4.1. Соответствие номеров транспортного средства, его агрегатов
записям в представленных документах.
3.4.2. Соответствие комплектности транспортного средства
стандартной и наличие дополнительного оборудования, оснастки, некомплектность.
3.4.3. Подвергалось ли транспортное средство восстановительным
работам ранее и каков их объем, характер и качество.
3.4.4. Производилась ли замена агрегатов, дорогостоящих
комплектующих изделий.
3.4.5. Характер и степень сложности имеющихся повреждений к
моменту осмотра.
При наличии дефектов кузова (кабины), грузовой платформы, рамы -
деформации, перекосы, несоосности, непараллельности (в т.ч. мостов и осей
транспортного средства), изменение нормируемых зазоров и т.п., характеризуемых
линейными параметрами, необходимо выполнить измерения в соответствии с нормами
РД 37.009.024 "Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых
автомобилей предприятиями автотехобслуживания", РТМ 37.001.050
"Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического
обслуживания".
3.4.6. Принадлежат ли выявленные при осмотре дефекты и деформации
транспортного средства к рассматриваемой аварии (в сравнении со справкой
ГИБДД).
3.4.7. Возможность восстановительных работ, способы и объем
(трудоемкость) их выполнения по каждому отдельному агрегату, узлу, детали.
При определении номенклатуры восстановительных работ, способов и
объемов их выполнения, необходимых запасных частей и материалов эксперт должен
исходить из нормативов и рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту
предприятия - изготовителя данного транспортного средства.
3.4.8. Номенклатуру необходимых для восстановления транспортного
средства запасных частей.
3.5. По окончании внешнего осмотра эксперт, если это возможно,
запускает двигатель транспортного средства и проверяет его работу, а также
работу других узлов, систем и контрольных приборов. Работа двигателя
проверяется с целью оценки работоспособности, характера работы, дымления и т.д.
3.6. При осмотре специализированного (специального) транспортного
средства или автобуса эксперт, если это возможно, с помощью водителя
(владельца) проверяет работу дополнительного оборудования, агрегатов, узлов и
систем, установленных на транспортном средстве (подъемного механизма кузова
автомобиля-самосвала, привода открывания и закрывания дверей автобуса и т.п.).
3.7. При проверке работы транспортного средства в движении, если
это возможно, проверяется работа агрегатов с целью выявления неисправностей.
3.8. По результатам проверки документов, внешнего осмотра и
опробования транспортного средства в движении эксперт заполняет "Акт
осмотра".
3.9. После заполнения "Акт осмотра" подписывается
экспертом, а после ознакомления - присутствующими при осмотре лицами. Затем
эксперт приступает к оформлению в "Акте осмотра транспортного
средства" раздела "ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА".
Примечание. По согласованию с заинтересованными организациями акт
осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные, получаемые
при осмотре транспортного средства, предоставляются заказчиком услуги и
вносятся в заключение или другой документ, заказанный заинтересованной
организацией.
3.10. При оформлении акта осмотра и других документов необходимо
пользоваться терминологией, принятой в нормативной документации, включая
технологию ремонта транспортного средства, руководства по ремонту, каталоги
запасных частей.
Для обеспечения единого подхода к оценке технического состояния
транспортного средства различными экспертами и снижения влияния субъективности
рекомендуется использовать для контроля оценки состояния (износа)
осматриваемого транспортного средства таблицу 1.
Таблица 1
ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Физическая
характеристика состояния
транспортного средства
Оценка состояния
Износ, %
Новое, не
зарегистрированное в органах
ГИБДД, в отличном состоянии, после
выполнения предпродажной подготовки,
без признаков эксплуатации
Новое
0 - 10
Практически новое, на
гарантийном
периоде эксплуатации, с выполненными
объемами технического обслуживания и
не требующее ремонта или замены
каких-либо частей
Очень хорошее
10 - 30
На послегарантийном
периоде эксплуата-
ции, с выполненными объемами техничес-
кого обслуживания, не требующее
текущего ремонта или замены каких-либо
частей. После капитального ремонта
Хорошее
20 - 40
Бывшее в эксплуатации,
с выполненными
объемами технического обслуживания,
требующее текущего ремонта или замены
некоторых деталей, имеющее незначи-
тельные повреждения лакокрасочного
покрытия
Удовлетворитель-
ное
40 - 60
Бывшее в эксплуатации,
в состоянии,
пригодном для дальнейшей эксплуатации
после выполнения работ текущего ре-
монта (замены) агрегатов, ремонта
(наружной окраски) кузова (кабины)
Условно пригод-
ное
60 - 75
Бывшее в эксплуатации,
требующее капи-
тального ремонта или замены номерных
агрегатов (двигателя, кузова, рамы),
полной окраски
Неудовлетвори-
тельное
до 80
Бывшее в эксплуатации,
требующее ре-
монта в объеме, превышающем экономи-
ческую целесообразность его выполне-
ния; отсутствие технической возможнос-
ти осуществления такового; непригодное
к эксплуатации и ремонту
Предельное
80
и более
3.11. Зафиксированные в результате осмотра транспортного средства
данные позволяют эксперту начать расчеты в соответствии с заказанной услугой.
4. Определение стоимости автотранспортного
средства
4.1. Для общего случая определения стоимости транспортного
средства рекомендуется придерживаться следующей технологической
последовательности выполнения подготовительных, вспомогательных и расчетных
операций.
4.1.1. Уточнение цены предъявленного транспортного средства с
учетом его комплектности.
При определении стоимости транспортного средства для различных
целей (оформление документов на наследование, дарение, раздел имущества,
продажа) за точку отсчета принимается действующая на день осмотра (день
открытия наследства) розничная цена (Цр) на новое идентичное транспортное
средство базовой комплектации.
4.1.2. При определении стоимости транспортного средства
рекомендуется использовать методические руководства, руководящие документы,
справочно-информационные материалы и программные продукты, одобренные
Государственным научным центром Российской Федерации "НАМИ",
справочно-информационные материалы и программные продукты специализированных издательств
и разработчиков программ, много лет издающих и разрабатывающих такого рода
материалы и продукты, таких как ГНЦ РФ "НАМИ", НПО
"Союз-НАМИ", "Прайс-Н", "Audatex",
"DAT", "Eurotax", "Kelley Blue Book",
"Mitchell", "Motor", "Canadien Black Book",
каталогов "Lastauto-omnibus", Auto, а также собственный анализ рынка.
4.1.3. При оценке транспортного средства, комплектность которого
не соответствует стандартной комплектности предприятия-изготовителя, стоимость
его уменьшается на величину стоимости отсутствующего комплектующего и стоимости
его установки на транспортное средство или увеличивается на величину стоимости
дополнительного оборудования и стоимости его установки:
Ц'р = Цр +/- Сk,
руб.,(1)
где:
Ц'р - расчетная розничная цена транспортного средства с учетом
фактической комплектности, руб.;
Цр - цена розничная транспортного средства базовой комплектации,
руб.;
Сk - корректирующая поправка, учитывающая отклонение от базовой
комплектации, руб.
4.1.4. Для назначения первоначальной цены при оценке
отечественного транспортного средства, снятого с производства или отсутствии
достоверной информации о цене на модификации отечественного транспортного
средства, необходимо использовать коэффициент приведения к цене базовой модели
по Приложению Ж.
4.1.5. Для назначения первоначальной цены иностранного
транспортного средства, снятого с производства, рекомендуется использовать цену
этого транспортного средства в последний год выпуска с использованием
коэффициента приведения к расчетному году. Значения коэффициентов даны в
Приложении Ж. При отсутствии таковой рекомендуется определить ближайший по
техническим параметрам аналог (переходную модель). Методика подбора аналога
приведена в Приложении З.
4.2. Определение расчетного износа автотранспортного средства.
4.2.1. Расчетный износ (Итр) транспортного средства является
отправной точкой для последующих расчетов и определяется по формуле:
Итр = (И1 x Пф + И2 x Дф) x А2 x А3 x
А4, проценты,(2)
где:
И1 - показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на
1000 км пробега);
Пф - пробег фактический на день осмотра (в тыс. км, с точностью
до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального
ремонта;
И2 - показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости
от интенсивности эксплуатации; приведен в Приложении К;
Дф - фактический срок службы (в годах, с точностью до одного
десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;
А2 - коэффициент корректирования износа в зависимости от
природно-климатических условий;
А3 - коэффициент корректирования износа в зависимости от
экологического состояния окружающей среды;
А4 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона,
в котором эксплуатировалось АМТС.
Значения показателей износа, нормативных пробегов и
корректирующих коэффициентов, используемые в формуле (2), приведены в
Приложении И.
Примечание. Показатель износа по пробегу для грузовых автомобилей
и автобусов иностранного производства следует принимать по аналогу отечественного
производства, определяемого по адекватным показателям полной массы
(пассажировместимости) и рабочего объема двигателя.
4.2.2. Значение фактического пробега (Пф) принимается в
соответствии с показаниями исправного счетчика пройденного пути спидометра
транспортного средства или принимается по учетным документам на данное
транспортное средство. В сомнительных случаях (нарушение заводских пломб,
замена спидометра, кузова, приобретение бывшего в употреблении транспортного
средства и т.п.) для определения износа в расчет принимается среднегодовой
пробег в регионе (стране) однотипного транспортного средства (Приложение Н).
Для автомобилей иностранного производства значения среднегодового пробега
принимаются по данным "Eurotax" и других информационных источников.
4.2.3. При определении стоимости транспортного средства,
используемого в коммерческих целях, используются нормы амортизационных
отчислений.
При этом необходимо учитывать, что амортизация представляет собой
экономический механизм компенсации физического процесса износа транспортного
средства, восполнение утери стоимости транспортного средства как части основных
фондов и накопления средств,