М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И (часть 2)
15.07.2009, 23:22
12. При составлении административного протокола по факту невыполнения
водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного
средства следует отражать обстоятельства, подтверждающие противоправный
характер действий водителя транспортного средства (игнорирование неоднократных
требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью
сигналов и жестов, попытки скрыться от преследования).
При этом к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников
милиции, требования которых об остановке не выполнил водитель, с указанием
подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость
остановки транспортногосредства. В
случае преследования водителя транспортного средства, не выполнившего законное
требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, к
административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших
преследование.
IV.
Административное расследование
13. При оформлении материалов по факту
нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего,
составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия
(приложение № 3), схема места дорожно-транспортного происшествия (приложение №
4), протокол осмотра транспортного средства (приложение № 5), справка по
дорожно-транспортному происшествию (приложение № 6).
14. В схеме места дорожно-транспортного
следует отражать:
место дорожно-транспортного
происшествия[1] (участок автодороги,
улицы, населенного пункта, территории или местности);
ширина проезжей части, количество полос
движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных
знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП,
а также технические средства регулирования дорожным движением;
ограждения, островки безопасности,
остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения,
строения (при их наличии);
положение транспортных средств после
ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков
транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов,
относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим
сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
15. В объяснениях водителей-участников
ДТП обстоятельства происшедшего целесообразно описывать согласно примерному
перечню обстоятельств, подлежащих отражению в объяснениях водителей- участников
дорожно-транспортного происшествия (приложение № 7).
16. По факту ДТП на месте его совершения
должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется
административный протокол либо принимается решение о проведении
административного расследования.
17. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ
о проведении административного расследования выносится определение о
возбуждении дела об административном правонарушении (приложение № 8), которое
утверждается должностным лицом, указанным в п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.
18. Сведения о причиненных телесных повреждениях получаются в
медицинском учреждении по запросу (приложение № 9), куда доставлялся
(обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.
Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации[2],
осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении
судебно-медицинской экспертизы (приложение № 10).
19. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ по окончании административного
расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда
здоровью потерпевшего, в отношении лица, совершившего нарушение,
ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 КоАП РФ, составляется
административный протокол.
20. При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего
причинен тяжкий или средней тяжести вред, сотрудник Государственной инспекции,
производивший административное расследование, докладывает материалы начальнику
(командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления
о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган
предварительного следствия или в орган дознания.[3]
21. При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение
Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам, предусмотренным п. 13
настоящей Инструкции, составляется рапорт и предпринимаются меры по розыску
скрывшегося водителя.
При установлении личности водителя на него в соответствии со ст. 12.27
КоАП РФ составляется административный протокол по факту оставления в нарушение
Правил места ДТП, в котором указываются сведения, подтверждающие противоправный
характер его действий. К административному протоколу прилагаются рапорта
сотрудников милиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с
места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные
данные.
По факту совершения нарушений
Правил, повлекших причинение пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего,
проводится административное расследование.
22. При оформлении материалов по факту
ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, составляется схема места
дорожно-транспортного происшествия (приложение № 4), к которой приобщаются
сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном
происшествии (приложение № 11), объяснения участников и свидетелей
дорожно-транспортного происшествия. При этом должностным лицом, оформляющим
его, составляется рапорт, в котором излагаются дополнительные сведения, имеющие
непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия
объективного решения по делу.
23. Должностным лицом Государственной инспекции, оформляющим материалы
по факту нарушения Правил, повлекшем ДТП, либо инспектором (старшим
инспектором) по административной практике, инспектором (старшим инспектором) по
дознанию водителям, участвовавшим в ДТП, выдаются справки об участии в
дорожно-транспортном происшествии (приложение № 12).
V. Меры обеспечения
производства по делам о нарушении Правил
24. В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в случае
совершения нарушения Правил, за которое может быть назначено административное
наказание в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя до
вынесения постановления по делу об административном правонарушении изымается водительское
удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным
средством (приложение № 13) до вступления в законную силу постановления по делу
об административном правонарушении. При этом не допускается изъятие
водительского удостоверения без одновременной выдачи водителю временного
разрешения на право управления транспортным средством[4].
При совершении нарушения Правил в случае, когда у водителя уже ранее
изъято водительское удостоверение, временное разрешение не изымается, при этом
по факту изъятия ранее водительского удостоверения делается запись в
административном протоколе.
25. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ лица, которые управляют
транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания
полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лица, совершившие
административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2
статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ, подлежат отстранению от
управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого
имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии
опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние
опьянения.[5]
Согласно ст. 27.12 КоАП РФ об отстранении от управления транспортным
средством составляется протокол об отстранении от управления транспортным
средством (приложение № 14), о направлении на медицинское освидетельствование
на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское
освидетельствование на состоянии опьянения (приложение № 15), копии которых
вручаются лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения
производства по делу об административном правонарушении.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его
результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации[6].
По результатам освидетельствования, проведенного сотрудниками милиции,
составляется акт освидетельствования участника дорожного движения на состояние
опьянения, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств
(приложение № 16)[7].
В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации
транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных
статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи
12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 КоАП,
транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.
О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об
административном правонарушении или составляется протокол о задержании
транспортного средства (приложение № 17). Копия протокола о задержании
транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена данная
мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для
движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в
присутствии двух понятых[8].
Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение
транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации[9].
26. В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил
эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством,
предусмотренных статьей 12.1 (за исключением управления транспортным средством,
не зарегистрированным в установленном порядке), частью 2 статьи 12.5 КоАП,
запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные
регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения
эксплуатации транспортного средства.
О запрещении эксплуатации транспортного средства делается запись в
протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о
запрещении эксплуатации транспортного средства (приложение № 18). Копия
протокола о запрещении эксплуатации вручается лицу, в отношении которого
применена данная мера обеспечения производства по делу об административном
правонарушении[10].
Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации[11].
27. В случаях невыполнения водителем законного требования сотрудника
милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в
административном протоколе указываются имеющиеся признаки опьянения и его
действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования.
Административный протокол составляется в присутствии двух понятых.
28.
В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ целях составления протокола об
административном правонарушении при невозможности его составления на месте
выявления административного правонарушения, если составление протокола является
обязательным, осуществляется доставление нарушителя в служебное помещение
органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение.
29. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ целях пресечения
административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления
протокола об административном правонарушении при невозможности его составления
на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного
и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения
принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих
полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об
административном правонарушении: доставление; административное задержание;
личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при
физическом лице; изъятие вещей и документов; отстранение от управления
транспортным; медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; привод.
VI. Рассмотрение дел о нарушении Правил
30. В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ дела о нарушении Правил в
пределах своей компетенции рассматриваются должностными лицами Государственной
инспекции и участковыми