По словам руководителя
областного департамента финансов Валентины Щипковой, в первом полугодии
Орловщина недосчиталась около миллиарда рублей собственных доходов. Недоимка
налогов в консолидированный региональный бюджет составила 377 миллионов рублей.
Основные потери связаны со снижением собираемости налогов на прибыль
предприятий и доходы физических лиц. По итогам года, по прогнозам, недоимка
может составить 600 миллионов рублей. При этом индекс промышленного
производства снизился примерно на 40 процентов. Платить предприятиям нечем и не
с чего.
– С начала
года количество убыточных организаций увеличилось почти на 12 процентов, –
рассказала начальник отдела налогообложения прибыли юридических лиц
облуправления Федеральной налоговой службы Алла Рубцова. – Сумма убытка,
исчисленного плательщиками за первый квартал 2009 года, составила 1,7 миллиарда
рублей – на 42 процента больше, чем год назад. «Отличились» предприятия
обрабатывающей промышленности – у них совокупный убыток вырос более чем в 2,5
раза.
Проблем нет
только с взиманием имущественного налога, примерно треть которого составляет
транспортный налог. Его собираемость растет, хотя долг по нему, накопленный еще
в прошлые годы, остается внушительным – около 100 миллионов рублей. В налоговой
службе подчеркивают, что три четверти должников – физические лица. Процедура
взыскания с них недоимки сложна и длительна. В худшем для автовладельца случае
дело доходит до суда, после чего на машину или другое имущество могут наложить
арест. Непросто и с организациями.
– На эффективность
исполнительных действий негативное влияние оказывает банкротство должника, –
рассказала пресс-секретарь управления Федеральной службы судебных приставов
Валентина Лешкевич. – Значительная часть организаций-должников на момент
возбуждения в отношении них исполнительного производства уже не ведут
хозяйственной деятельности. Судебные приставы-исполнители все чаще используют
такую меру принудительного взыскания, как арест имущества и передачу его на
реализацию. В 2009 году количество произведенных арестов почти в два раза
превысило показатели 2008-го.
Впрочем,
должника еще надо найти. В фискальных органах решили: искать надо там, куда он
обязательно придет. Дежурство организовали на станциях техобслуживания и постах
ДПС. Погасить задолженность можно на месте. Квитанции у приставов и налоговиков
имеются при себе. По словам главного государственного налогового инспектора
отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Орловской области Ирины Сапроновой,
совместные рейды дают неплохой эффект. В текущем году, благодаря им, удалось
взыскать свыше 400 тысяч рублей. Но главное даже не сумма. Слухи о рейдах
быстро распространяются среди автовладельцев. Они предпочитают добровольно
заплатить, чем на время остаться без машины – ее могут арестовать прямо на
дороге.
Тонкости
диалога
Транспортный
налог в Орловской области взимается с 2003 года, и все это время налоговые
органы сталкивались с проблемами по его сбору. Причина кроется не столько в
недобросовестности автовладельцев, сколько в отсутствии достоверных сведений.
Они содержатся в электронных базах разных ведомств. За основу берутся данные
управления ГИБДД. На них опираются налоговики, составляя собственный реестр
налогоплательщиков. Однако взаимодействие ведомств пока оставляет желать
лучшего. Реальность такова, что расхождение в количестве транспортных средств,
внесенных в базы данных ГИБДД и налоговой службы, достигает 14 процентов.
Слухи о рейдах быстро
распространяются среди автовладельцев. Они предпочитают добровольно заплатить
налог
Это вызывает
недовольство граждан. Нередко им присылают квитанции об уплате транспортного
налога на машину, давно снятую с учета. Причина путаницы – в бюрократических
проволочках. Например, при постановке на учет мощность автомобиля могут указать
в киловаттах, а при снятии – в лошадиных силах. Порой сотрудники
госавтоинспекции ошибаются в написании имен и фамилий владельцев, путают марки
и годы выпуска машин или даже ставят на учет легковой автомобиль, а снимают его
как грузовой.
– Главное
условие взыскания налога в бюджет – полная и актуальная база
данных, представляемых органами ГИБДД, о характеристиках транспортных
средств и лицах, на которых они зарегистрированы, – рассказала Ирина Сапронова.
– Отсутствие в них полной и достоверной информации значительно усложняет работу
как по начислению, так и по взысканию налога.
В тонкости налоговые органы не вникают. Если в переданных им сведениях указано,
что автомобиль грузовой, то и налог начисляют соответствующий. Доказывать, что
на самом деле в гараже стоит легковушка, ее владельцу приходится
самостоятельно, для чего приходится пройти немало кабинетов.
Помочь может
организация единого информационного поля, в котором налоговые органы и
Госавтоинспекция могли бы обмениваться электронными данными в режиме реального
времени. Кстати, на прошедшем в июле совместном совещании стороны договорились
провести сверку баз. В них порой содержатся сведения об умерших автовладельцах
или ликвидированных организациях. Им выписываются квитанции об уплате налога, а
затем их безрезультатно ищут судебные приставы, становясь «крайними» в этой
цепочке.
–
Представители различных структур и ведомств недавно были приглашены в службу
судебных приставов для разговора о взаимодействии. Речь шла об эффективном
исполнении документов о взыскании штрафов, – рассказала Валентина Лешкевич. –
УФССП по Орловской области заключило ряд соглашений с государственными органами
и коммерческими организациями, в том числе банками и интернет-провайдерами. Это
должно помочь сократить срок получения информации об имущественном положении
должника.
Инициатива не наказуема
И в УГИБДД,
и в УФНС считают, что для «борьбы» с должниками следует изменить
законодательную базу. В частности, упростить процедуру взыскания налога с
должника и ужесточить ответственность. Например, предоставить ведомствам право
вводить ограничения в пользовании транспортными средствами до тех пор, пока
налог не будет уплачен. Не заплатил – будь добр, поставь машину «на прикол».
Эти предложения уже поступили в областной совет.
УГИБДД также
предложило законодателям упростить процедуру снятия с учета отживших свой век
автомобилей. Многие владельцы этого не делают, не желая стоять в очередях. Если
примут соответствующий закон, в регионе появится «единое окно». В нем без
лишних проволочек и очередей можно будет снять с учета гниющий в поле или
сданный в металлолом автомобиль.
Налоговики
призывают вернуться к практике, когда-то опробованной в регионе и признанной
удачной. А именно – на законодательном уровне обязать автовладельца при
прохождении техосмотра или регистрации предъявлять сотрудникам ГИБДД квитанцию
об уплате транспортного налога или справку УФНС об отсутствии задолженности.
Нет такого документа – автовладельца не допустят до техосмотра. Поневоле
заплатишь. Кстати, в некоторых регионах подобная практика успешно используется
до сих пор. В Орловской области о ней только мечтают – закона такого пока нет.