Некоторые автомобилисты увлекаются
излишней тонировкой автомобильных стёкол, что нередко приводит к конфликтам с
сотрудниками ГИБДД.
Автомобили
с тонировкой вызывают повышенное внимание у сотрудников ГИБДД,
однако такие встречи не приносят должных результатов: дешевле и проще
заплатить,
чем устранить нарушение на месте
100
рублей за тонировку
Однажды вечером Сергей торопился с
работы домой. Очень хотелось успеть добраться до начала отборочного матча
Чемпионата Европы по футболу между сборными Россия – Израиль. Но быстро не
получилось – почти у самого дома его автомобиль остановил как из-под земли
появившийся инспектор ГИБДД. Изучив все предоставленные документы, инспектор
поинтересовался, имеется ли разрешение на тонировку. В ответ услышал: «Ведь
официальных разрешений не бывает?» На что гаишник предложил пройти в машину,
чтобы составить протокол. «У меня всё по ГОСТу!» - отчеканил Сергей. «А вот мы
сейчас поедем в ГИБДД и там будем разбираться – по ГОСТу или не по ГОСТу!» -
парировал страж дорожного порядка. Продолжать препираться с инспектором и уж
тем более ехать в ГИБДД, а значит пропустить футбол у Сергея не было никакого
желания. И всё из-за каких-то ста рублей?! Водитель поплёлся за сотрудником
ГИБДД в его машину... Знакомая ситуация?
Конечно, инспектор ГИБДД в этой
ситуации был неправ. Согласно Приказу МВД РФ №1240 от 7 декабря 2000 г.,
разрешается проверять светопропускаемость стёкол только на стационарных постах
и только при помощи специальных приборов (тауметров), среди которых самым
распространённым является «Блик».
Капризный приборчик
Аппарат этот довольно прихотливый –
отклонения напряжения питания, температуры и влажности воздуха от нормы снижают
точность измерения. Кроме того, надо иметь в виду, что цифры на табло прибора
показывают процент света, прошедшего через стекло, а не степень тонировки.
Некоторые модификации прибора «Блик»
или его аналогов не способны выдавать правильный результат при температуре ниже
–10 градусов Цельсия. Другие же «мёрзнут» и отказываются работать даже при 3-5
градусах тепла, при повышенной влажности воздуха и слабеньком аккумуляторе.
Таким образом, светопропускаемость стёкол можно качественно проверить только в
помещении – скорее всего, на станции ТО. Вот только неизвестно, кто будет
устанавливать, какая в помещении влажность и температурный режим? Прибор должен
иметь свидетельство о поверке (о том, что он исправен, говорит бирка с
указанием очередного срока ежегодной государственной поверки) и личную пломбу
поверяющего – при их отсутствии показания прибора можно оспорить. А уж если, не
имея прибора, инспектор заявляет, что тонировка Вашего автомобиля не
соответствует ГОСТу, можно вежливо показать ему фигу из трёх пальцев – закон на
Вашей стороне.
Не «Бликом» единым...
Тем не менее некоторые инспекторы
ГИБДД, не имея таких приборов, каким-то образом умудряются прямо на дороге на
глаз определить светопропускаемость стёкол автомобилей. И никакие возражения и
упоминания приказов МВД РФ, КоАП РФ и т.д. на таких гаишников не действуют – на
Вас будет составлен протокол об административном правонарушении,
ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Особо «грамотные» инспекторы на этом
не останавливаются и изымают у водителей затонированных автомобилей талон ГТО.
В этом случае следует помнить, что основанием для изъятия талона техосмотра
работником ГИБДД может быть лишь одно – сомнение в его подлинности. При этом
составляется акт изъятия, в котором должны быть указаны причины подобных
действий. Предложения же пройти повторный техосмотр заведомо неправомочны по
двум причинам: во-первых, примечания к статье 12.1 КоАП РФ гласят, что сроки и
порядок прохождения ТО устанавливаются правительством РФ, а не приказом
начальника ГИБДД или инспектора ДПС, во-вторых, теми же примечаниями
запрещается проводить повторный техосмотр или инструментальную проверку, если
техосмотр уже пройден в установленном порядке и это подтверждено наличием
талона ГТО. Лекция на тему превышения полномочий, как правило, действует на «придорожных
надзирателей» отрезвляюще.
Правила хорошего «тона»
Тем не менее нередко бывают неправы
и сами автолюбители. И здесь хотелось бы обратить внимание на чувство меры,
ведь, «разукрашивая» своего четырёхколёсного любимца, хозяева не думают о том,
как их машинка будет выглядеть со стороны. Порой встречаешь на дороге ну просто
какой-то самоходный «шкаф», отделанный со всех сторон чёрной плёнкой! К тому же
сильно затонированная машина не позволяет едущим рядом водителям полностью
оценить обстановку и принять наиболее безопасное решение.
Тонировка стёкол автомобиля должна
соответствовать ГОСТу 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта.
Общие технические условия» и Постановлению Госстандарта РФ № 363 от 1 июля 1999
г., которое вносит в ГОСТ ряд изменений и допускает тонировку стёкол легковых
(и иных типов) автомобилей в следующих пределах: лобовое стекло — не более 25%;
стёкла передних дверей — не более 30%.
Это предельные цифры, означающие
процент поглощения стеклом светового потока. Иначе говоря, лобовое стекло
должно иметь светопропускную способность не менее 75%, передние боковые – не
менее 70%, светопропускаемость прочих стёкол не нормируется. --- Плюсы и минусы
тонировки
Конечно, ГОСТами пренебрегать
нельзя. Но в тонированных стёклах многие автолюбители видят массу плюсов. Так,
например, машины с тонировкой, по мнению некоторых автомобилистов, выглядят
солидно, к тому же непрозрачные стёкла создают ощущение защищённости. Тонировка
задерживает часть ультрафиолетового и инфракрасного излучения солнца, что
делает поездку в автомобиле в жаркое время года более комфортной. Кроме того,
снижается вероятность выгорания обивки салона, увеличивается прочность стекла
при ударе или попадании в него посторонним предметом, смягчается свет фар
встречных машин. Да и вероятность кражи предметов из салона таких автомобилей
снижается.
С другой стороны, применение плёнок
приводит к постоянным конфликтам с сотрудниками ГИБДД, и так по поводу и без
пытающимися облегчить Ваш карман. К тому же тонировка стёкол не только
увеличивает риск водителя попасть в ДТП, но и, как оказывается, негативно
влияет на безопасность находящихся внутри авто. В тёмное время суток в
человеческом организме вырабатывается «гормон сна» – мелатонин, поэтому
снижение освещённости усиливает его секрецию – у водителя повышается вялость и
сонливость, что недопустимо при езде за рулём.