ГИБДД
хочет жить по правилам, а не по закону
Правительство РФ не поддержало идею
сделать Правила дорожного движения,
которые сейчас утверждаются постановлением
правительства, законом. За последние
четыре года с подобной инициативой
парламентарии из "Единой России"
выступали несколько раз, однако
официальное мнение правительства РФ
по этому поводу сформулировано только
сейчас.
В Госдуму внесен
официальный отзыв правительства РФ за
подписью вице-премьера РФ Сергея Собянина
на законопроект о переносе Правил
дорожного движения (ПДД) в закон, поправки
в который имеет право вносить только
парламент. "Порядок дорожного движения
устанавливается ПДД, утверждаемыми
правительством РФ,— сказано в документе.—
Такой подход представляется наиболее
целесообразным, поскольку позволяет
оперативно принимать необходимые
решения. Доводы авторов законопроекта
о необходимости установления ПДД
федеральным законом нельзя признать
аргументированными".
Законопроект о реформе
ПДД внесла в Госдуму группа депутатов
во главе с председателем комитета по
транспорту Сергеем Шишкаревым ("Единая
Россия") зимой 2010 года. Авторы
обосновывают необходимость тем, что
любые поправки к ПДД должны рассматриваться
публично. На прошедших на прошлой неделе
парламентских слушаниях, посвященных
законопроекту, господин Шишкарев
напомнил о поправках к ПДД, которые
вступили в силу в конце декабря 2005 года
без какого-либо предупреждения (тогда
был введен запрет на использование
указателей поворота красного цвета),
что вызвало негодование автовладельцев,
и запрет пришлось отсрочить. Также
авторы подчеркивают, что по Конституции
права и свободы граждан могут ограничиваться
только законом.
На слушаниях в
Госдуме была обнародована и позиция
ГИБДД. "Авторы законопроекта утверждают,
что ПДД в нынешнем виде противоречат
Конституции, с чем мы не можем согласиться,—
заявил заместитель начальника ГИБДД
РФ Владимир Кузин.— В Конституции речь
идет о неотчуждаемых правах, которые
даются человеку с рождения. Право на
участие в дорожном движении таким правом
не является". По его словам, авторы
законопроекта "часто ссылаются на
опыт зарубежных стран, где правила
приняты законом". "На самом деле в
большинстве государств ПДД утверждаются
как раз правительством,— подытожил
Владимир Кузин.— Повышение правового
статуса правил неизбежно разбалансирует
действующую систему правового
регулирования в области безопасности
дорожного движения и не решит
проблем".
Первый подобный
законопроект вносился еще в 2006 году
депутатом Виктором Похмелкиным, но был
впоследствии отклонен. В октябре 2006
года президиум генсовета "Единой
России" поручил подготовить такой
закон экс-главе ГАИ России сенатору
Владимиру Федорову. Однако дальше
концепции законопроекта работа не
пошла.
Депутаты сдаваться не намерены.
"Мы будем дорабатывать законопроект
с учетом замечаний",— заявил "Ъ”
господин Шишкарев. Он напомнил, что
ГИБДД была против передачи техосмотра
в частные руки, однако в 2010 году президент
Дмитрий Медведев поручил провести такую
реформу. "Мы добьемся своего",—
резюмировал господин Шишкарев.
"Позиция
ГИБДД меня не удивила, власть никто
добровольно отдавать не захочет,—
считает лидер Движения автомобилистов
России Виктор Похмелкин.— Закон потребует
от гаишников мотивировать свою позицию
при внесении поправок, процесс изменения
правил станет сложнее, ведь ГИБДД
законодательной инициативой не обладает".