1. Неважно, что Вам говорят
– Вам говорят не всю правду.
2. Неважно, о чем говорят –
речь всегда идет о деньгах.
Правила дорожного движения – рядовой
нормативный правовой акт. По статусу Правила находятся в самом низу пирамиды
законов. Конституция, «Конвенция о дорожном движении», «Гражданский кодекс», закон
«О безопасности дорожного движения» – это основа ПДД. ГОСТы (на строительство
дорог и городов, на ремни безопасности, на знаки, и т.д.) определяют лицо
Правил. Особнячком стоит главный толкователь законов – Верховный Суд.Постановления его Пленума обязательны для судей
и должностных лиц.
Кроме этого, существует «Кодекс РФ об административных
правонарушениях», плюс аналогичное законодательство в регионах; Постановления
Правительства, закон «О милиции», «Наставление по работе ДПС», внутренние
Приказы МВД и т.д.
Это книжка – не руководство к действию. Я –
не юрист, и давать советы не в праве. Здесь собраны ответы на вопросы, что
стоит за словами и делами судей, адвокатов и инспекторов. Эта книжка позволит
вам свести к минимуму количество ошибок в разговоре с инспектором, а после –
встречайтесь с адвокатом.
Свои изыскания начинал со статей АвтоЮли и
Wilych’а – большое им спасибо.
К сожалению, периодически нахожу в своих
записях ошибки, иногда грубые. Не судите строго.
Если напечатаете это Грамматику, чтобы возить
с собой в машине, то на главе Составление
протоколасделайте закладку.
1.Зачем
нужно знать приказы МВД, закон «О милиции» и т.д.? В этот список подчас попадают
и закон «О безопасности дорожного движения», и даже КоАП. Аргумент один:
водитель обязан знать «Правила дорожного движения», и этого достаточно.
В
человеке говорит страх перед большим объемом информации. С трудом осилив ПДД,
и, сдав экзамен, как-то не хочется садиться и учить что-то еще. Потом, когда
человек попадает в неприятные ситуации, то сам перед собой начинает
оправдываться: «Мы ведь ничего этого не знаем», – понимая, что инспектор
обводит его вокруг пальца. А инспектор поддакивает: «На дороге для вас ПДД –
главное, ни вас, ни меня ничего больше не должно интересовать!»
Верьте
в себя, не верьте инспектору. Конституцией вам предоставлено право на свободное
получение информации (ст.29 п.4),и
право обжалования действий должностных лиц в суде (ст.46 п.2). Т.е. вы имеете
полное право знать, что инспектор должен поступать так, а не иначе, и требовать
от него исполнения его обязанностей.
2.Почему
вдруг появляется желание превышать скорость, обогнать, въехать под знак? Это
один способов присвоения. Дорога – не моя, дорогой автомобиль – не мой, но я
могу ими распорядиться, например, взять и обогнать вон ту «крутую тачку». По
этой же причине у нас исписаны заборы, завалены мусором дворы, орет по ночам
музыка у соседей.
Бороться
с этим можно и должно с помощью штрафов. Желание «присвоить» должно
компенсироваться страхом наказания рублем.
3.Зачем
помогать нарушителям? Не нарушай, и наказания не будет. Во-первых, я признаю
право на такие слова только за человеком, который согласится решить 40 билетов
по ПДД (800 вопросов), не допустив ни одной ошибки. Не знаете Правила –
не говорите, что вы их не нарушаете. Во-вторых,
никто не застрахован от случайности. В-третьих, представьте себе, что приходите
вы к доктору, а он вместо помощи начинает выяснять, хороший вы человек или
плохой, стоит вам помогать или нет.
Ваши
рассуждения примерно такие: «Пьянка – грубое нарушение, пить за рулем я не
буду, но зачем пристегиваться при въезде в гараж?» Или исходите из наказания: «Штраф
100 руб. – нарушаю, лишение прав – соблюдаю».
«Факт: с какой скоростью бы ты ни ехал, тот,
кто едет медленнее тебя – тормоз, тот кто быстрее – самоубийца.»
4. Неужели все
аварии можно свести к «обоюдке»? Пункт
1.5 ПДД: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы
не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Чтобы стало понятно,
приведу пример аварии на пересечении главной и второстепенной дороги. Если в
процессе «разбора» будет доказано, что водитель на главной дороге мог
предотвратить аварию, но не сделал этого, то он будет виноват.
В
старых Правилах был пункт, по которому водитель был в праве рассчитывать на
соблюдение Правил другими участниками движения. Теперь такого права у водителей
нет. Если водитель видел, что наперерез ему по второстепенной дороге «летит»
автомобиль, время для принятия решения у него было, но тормозить он не стал, то
виновником признают и его.
Единственная
возможность доказать свою правоту в отношениях ГАИ-водитель сегодня – это
сделать запись разговора с инспектором. Если диктофона нет, подойдет mp3 плеер
или сотовый телефон с диктофоном. Включайте запись после остановки, вне
зависимости, нарушали вы Правила или нет. Запись начинайте со слов о времени и
месте остановки, например: «Сейчас 23 часа 55 минут 31 декабря, перекресток
улиц Гончаренко и Худякова». Каждое действие инспектора проговаривайте вслух.
Ни в коем случае не выключайте диктофон на протяжении всей беседы. Прятать
диктофон или нет – дело ваше. В интернете описаны «случайные» падения как
диктофона, так и его хозяина.
Законность
скрытого использования диктофона регулируется законом «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Статья 3:
«Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных
технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
3) открытость
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев,
установленных федеральными законами».
Поскольку
нет закона, который запрещает запись разговора с инспектором, то записывать
разговор с ним можно.
Аудиозапись
судебных заседаний и самостоятельное ведение протокола всем присутствующим в
суде разрешена статьей 24.3 п.3 КоАП.
Аналогично
с фотоаппаратом, в т.ч. встроенным в сотовый телефон. Есть возможность – возите
с собой. Можно укрепить сотовый телефон со встроенной камерой под передним
стеклом и снимать весь ваш путь.
Существует
миф, что цифровые аудиозаписи, видеозаписи и фотографии не принимаются судами.
Прямых запретов вы нигде не найдете. Но в недалеком прошлом это было
действительно так, поскольку судьи принимают решения«по своим внутренним убеждениям», и
существовало распространенное заблуждение, что цифровые данные легко подделать,
и никакая экспертиза этого не заметит. Времена изменились, и сегодня никого не
удивит инспектор с цифровой камерой и эксперт с цифровым фотоаппаратом.
Изменилось и отношение судей к цифровой технике. Не вдаваясь в подробности,
замечу, что оригинал цифровой записи следует сохранить на аппарате (носителе),
на котором запись была сделана.
Важно
не чем снимать, а что снимать. Выбрать композицию следует так, чтобы было
понятно время и место съемки. Если это не удалось сделать в полном объеме (а
это действительно сложно), то к фотографиям следует приложить акт:
1.
Дата и место составления акта.
2.
Список присутствующих – не менее 3-х человек (вы сами и два свидетеля).
3.
Даты и места фотографирования.
4.Фотографии,
наклеенные на лист бумаги, с указанием под каждой: где и когда сделаны
фотографии, с разъяснением, что на них изображено.
Водитель
при движении обязан быть пристегнутым (п.2.1.2 ПДД).
«Довод
заявителя о том, что использование ремней безопасности является личным делом
самого водителя, является необоснованным потому, что во время движения лицо,
управляющее транспортным средством, отвечает не только за свою безопасность, но
и за безопасность других лиц, как принимающих участие в дорожном движении, так
и не имеющих к нему отношения. Прежде всего это относится к пассажирам
участвующего в дорожном движении транспортного средства, за вред, причиненный
жизни и здоровью которых, водитель несет ответственность без вины (ст.1079 ГК
РФ)», – Постановление ВС РФ от 30.08.98 г. Из контекста постановления следует, что речь
идет не только о ремне безопасности водителя, но и пассажиров. Другими словами,
в случае аварии непристегнутому пассажиру водитель платит из своего кармана,
даже если он невиновен в аварии. Конечно, ее можно уменьшить с учетом вины
потерпевшего (ст.1083 ГК), но заплатить-то все равно придется.
«За
непристегнутый ремень безопасности отвечает не только водитель транспортного
средства, но и пассажиры. Водителю за невыполнение правил грозит штраф 500
рублей. Если он пристегнут, но это забыли сделать его пассажиры, ему грозит
такой же штраф. Если сам водитель не пристегнут и не пристегнуты его пассажиры,
то водителя оштрафуют только за одно нарушение – на те же 500 рублей. Однако
пассажир также ответит по закону: его могут оштрафовать на 100 рублей», –
Владимир Кузин, РГ Неделя №4565 от 17.01.08 г.
Статья
12.6 КоАП относит непристегнутых пассажиров и водителя к одному и тому же
пункту, т.е. имеет место один состав правонарушения, объективная сторона
которого – бездействие, выразившееся в неиспользовании средств безопасности.
Поэтому на водителя выписывается только один штраф. Каждый непристегнутый
пассажир платит штрафпо ст.12.29 КоАП.
Читаем
внимательно ПДД: «22.9 Перевозка детей допускается при условии обеспечения их
безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных
ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть
ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией
транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с
использованием специальных детских удерживающих устройств.»
«…чтобы
выполнить правила не обязательно покупать детское кресло, достаточно подложить
ребенку под попу пуховую подушку, и ремень будет проходить не по шее, а по
груди ребенка», – такой выход в интервью одному из российских изданий предложил
начальник отдела административной практики и дознания ГИБДД России Владимир
Кузин.
Согласно
ГОСТ P
41.16–2005 (п.Ф.1.1.) максимальный рост ребенка для устройства – 1,5 м, и согласно ГОСТ
41.44–2005 максимальный вес – 36
кг. На утверждение ИДПС, что раз ребенку не исполнилось
12 лет, то все равно вы обязаны использовать какие-либо средства, отвечаете,
что согласно ПДД средства должны соответствовать росту и весу, а потому под это
определение вполне подходят чехлы на сидениях.
Если
решили покупать кресло, то в первую очередь проверьте его соответствие ГОСТ Р
41.44-2005 г.
или общеевропейским стандартам безопасности ЕСЕ R 44.03. Для этого на кресле
без снятия упаковки должна быть видна хорошо читаемая табличка – будете
уверены, что кресло должным образом испытано. К сожалению, есть факты, когда
пристегивание ребенка в неиспытанных креслах, либо с помощью «иных средств» при
резком торможении приводило к травмам.
Инспектор
не имеет права требовать от вас свидетельство о рождении, и вы не обязаны
возить его с собой. Поэтому можете смело говорить, что ребенку 12 лет, и на
этом инцидент будет исчерпан.
Наказание
за непристегнутого ребенка по ст.12.23 КоАП – 100 руб.
Пункт 4.5 ПДД: «…На нерегулируемых пешеходных
переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят
расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что
переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного
перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения
транспортного средства и выходить из-за стоящего транспортного средства или
иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии
приближающихся транспортных средств…»
Пункт 14.1 ПДД: «Водитель транспортного
средства обязан уступить дорогу пешеходам…»
Пункт 1.2 ПДД: «Уступить дорогу (не создавать
помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен
начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр,
если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему
преимущество, изменить направление движения или скорость».
Итак, если вы не помешаете пешеходу, то
можете ехать. Есть сомнения – останавливайтесь, пропускайте.
Если инспектор вас остановил, попросите его
пригласить пешехода, ведь только пешеход может сказать, заставили вы его
изменить направление и скорость? Спросите его, был для него переход