по
организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об
административных правонарушениях в области дорожного движения
I. Общие
положения
1. Методические рекомендации по организации деятельности органов
внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в
области дорожного движения
ставят своей задачей формирования единого в Российской Федерации подхода к
организации деятельности должностных лиц органов внутренних дел при выявлении
нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации и
иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, в
целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения
обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом,
обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и
условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
2. Производство по делу об административном правонарушении, в том числе
применение мер обеспечения производства по делу об административном
правонарушении Правил, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
3. Должностным лицам органов внутренних дел следует оказывать
содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, участвующих в
производстве по делу об административном правонарушении.
4. Соблюдение требований законодательства при применении
административного наказания и мер обеспечения производства по делу об
административном правонарушении в связи с нарушением Правил обеспечивается
систематическимконтролем со стороны
вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором,
правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
II.Составление
протокола об административном правонарушении
5. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях о совершении административного правонарушения
составляется протокол об административном правонарушении
(приложения №№ 1 и 2), за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и
частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в административном протоколе указываются дата и место его
составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном
правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и
потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и
событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
предусматривающая административную ответственность за данное административное
правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения,
необходимые для разрешения дела. При
составлении административного протокола следует избегать формулировок общего
характера (например, «нарушил правила дорожного движения», «превысил скорость»
и другие).
Фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении, указываемые в административном протоколе,
целесообразно вписывать печатными буквами согласно разметке (по одной букве в
каждую графоклетку).
Административный протокол и другие документы следует заполнять
шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво,
без помарок и исправлений.
В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических
средств отражаются в административном протоколе, а также указываются
наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической
поверки.
6. При составлении административного протокола физическому лицу или
законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
об административном правонарушении, а также иным участникам производства по
делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем
делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна
быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном
правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по
содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Административный протокол подписывается должностным лицом, его
составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае
отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая
запись.
Копия административного протокола вручается под расписку физическому
лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их
просьбе.
При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут
иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции,
оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить
рапорт, который прилагается к административному протоколу.
7. В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ с
момента составления административного протокола в производстве по делу об
административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в
отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи
потерпевшему – представитель.
III.
Особенности составления административных протоколов при совершении отдельных
нарушений Правил
8. При оформлении материалов по факту нарушения, связанного с
управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых
в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт
технического осмотра транспортного средства,
который приобщается к административному протоколу.
9. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в случаях, когда фактам
невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении
медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнению
водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного
средства предшествовали другие нарушения Правил, о совершении каждого нарушения
в отдельности составляется административный протокол.
10. При оформлении материалов по факту нарушения правил перевозки
крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте,
установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов
автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации в
административном протоколе следует отражать наличие либо отсутствие разрешений
на перевозку таких грузов. В случае наличия такого разрешения следует указать,
в чем выразилось существо правонарушения (несоответствие тягача и (или) прицепа
транспортным средствам, указанным в разрешении; отклонение от указанного в
разрешении маршрута следования; осуществление перевозки с нарушением сроков,
указанных в разрешении).
В случае выявления нарушения Правил перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом, в
административном протоколе следует указывать также наличие или отсутствие:
согласованного маршрута перевозки; свидетельства о допуске транспортного
средства;свидетельства о допуске
водителя к перевозке опасных грузов и аварийной карточки системы информации об
опасности, а также сведения о нарушениях требований и положений, содержащихся в
указанных документах.
11. При оформлении материалов по факту
нарушения, связанного с невыполнением в установленный срок законного
предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор
(контроль), об устранении нарушений законодательства, следует указывать сведения,
подтверждающие факт, что лица, привлекаемые к административной ответственности,
по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние
и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных
переездов и других дорожных сооружений и обязаны выполнять предписания. В
административном протоколе отражается существо невыполненного предписания,
срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.
Далее
– «Методические рекомендации».
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.93, № 47,
ст. 4531, с последующими изменениями и дополнениями.
Далее – «Правила».
П. 4
ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Ст. 24.6Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Далее
– «административный протокол».
Далее – «КоАП РФ».
Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ.
Ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ.
Ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ.
Приказ МВД России от 15 марта 1999 г. № 190, зарегистрирован в Минюсте России
22 апреля 1999 г., регистрационный № 1763 (Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти, 1999, № 18-19).
Инструкция Минтранса России, МВД России, ФДС России от 27 мая 1996 г.,
зарегистрирована в Минюсте России 8 августа 1996 г., регистрационный № 1146.