Что
мешает безопасности на дорогах (Видео)
За ближайшие 10 лет ГИБДД планирует
вдвое сократить аварийность на российских
дорогах. Такого результата планируется
достичь за счет развития электронных
систем слежения, пропаганды и, разумеется,
ужесточения наказания за нарушения.
«ООН
приняла амбициозную программу— к 2020
году сократить аварийность в два раза,—
рассказал замглавы ГИБДД МВД России
Владимир Кузин, выступая на круглом
столе по дорожной безопасности во
вторник, 6 июля.— И мы придерживаемся
той же позиции».
Подборка ДТП. Большая
часть аварий происходит из-за грубого
нарушения водителями правил ПДД
Не
усомниться в реальности такого прогноза
участникам мероприятия помогли озвученные
Кузиным промежуточные итоги федеральной
целевой программы (ФЦП) по повышению
безопасности дорожного движения на
2006–2012 годы, показавшие ее положительный
эффект. С 2004 года (время принятия программы
взято как начало отсчета) удалось
сохранить более 8,5 тыс. человеческих
жизней, почти 1,5 тыс. из них— дети.
Аварийная статистика
По данным
ГИБДД, в 2004 году более чем в 208 тыс. аварий
погибли 34,5 тыс. человек. В 2008 году— менее
30 тыс. человек, а в 2009 году— уже 27,6 тыс.
По состоянию на пять месяцев текущего
года (январь – май) на дорогах страны
погибли 7,3 тыс. человек, что более чем
на 15% меньше показателей аналогичного
периода прошлого года. Детский
дорожно-транспортный травматизм также
удалось снизить. В частности, уровень
тяжелых травм— на 67%, а уровень детской
смертности— на 71%. В 2006 году погибли
почти 580 детей-пассажиров, в прошлом
году— 450, а в текущем году погибли 106
малышей. В ведомстве такую тенденцию
связывают с введением наказания за
неиспользование детских кресел.
По
словам Кузина, в итоге правительство
поручило ГИБДД разработать новую
федеральную целевую программу— на
2013–2020 годы. Ведомство планирует не
только продолжать работу, проводимую
в прошлые годы, но и сделать особый упор
на развитие электронных средств контроля
за дорожным движением и повышение
правового сознания водителей.
«Нужна
более активная пропаганда,— считает
замглавы ГИБДД.— Необходимо наладить
разъяснительную работу уже начиная с
того момента, когда будущая мама приходит
на консультацию в медицинское учреждение,
и до того времени, когда ребенок
повзрослеет и сам сядет за руль.
Правопослушание должно впитываться с
молоком матери, в том числе на
дорогах».
Кроме того, среди направлений
работы на последующие годы Кузин назвал
борьбу с аварийностью, связанной с
регулировкой движения на железнодорожных
переездах.
«Современные скоростные
поезда создают сегодня проблемы для
автомобильного сообщества,— сказал
он.— Движение перекрывается за 30 минут
до прохождения такого поезда. А между
тем поезда ходят регулярно, и движение
на этих участках зачастую довольно
напряженное. Отчасти с этим связана
недавняя ситуация на Ленинградском
шоссе. Сказались многие моменты – и
движение скоростных поездов, и большая
нагрузка на федеральную трассу, и
неурегулированность законодательного
решения в части сопряжения участков
дороги».
Сюжет телекомпании НТВ о Первой
всемирной министерской конференции по
безопасности дорожного движения,
прошедшей в Москве в ноябре 2009 года
Также,
по его словам, серьезную проблему
составляют сейчас аварии с участием
неустановленных транспортных средств,
когда водители, совершившие ДТП,
скрываются с места происшествия, зачастую
оставляя в опасности пешехода или
другого водителя. Кузин отметил обилие
розыскных материалов по таким делам.
Аварийность в рублях
Материальный
ущерб от ДТП озвучил в своем выступлении
председатель комитета Госдумы по
конституционному законодательству и
государственному строительству,
единоросс Владимир Плигин.
«Ежегодный
ущерб выходит за 450 млрд рублей,—
рассказал он.— Эта цифра плавающая,
оценочная, но все равно это колоссальные
показатели. Они складываются из многих
факторов».
На вопрос журналистов,
куда конкретно ушли деньги, выделенные
на ФЦП, депутат ответил, что в основном
на повышение качества дорожной разметки,
системы автоматического слежения, на
оборудование центров оказания первой
помощи жертвам ДТП и обучение работающих
там специалистов.
Член комитета
Госдумы по безопасности Александр Гуров
подчеркнул, что количество средств,
которые предполагалось выделить на
реализацию программы, на самом деле
сократили почти на 60%.
Федеральная
целевая программа «Повышение безопасности
дорожного движения в 2006–2012 годах»
Согласно
распоряжению правительства Российской
Федерации от 17 октября 2005 года, на
реализацию программы должно было быть
выделено: – за счет средств федерального
бюджета— 21 630 млн рублей (из них на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы— 2 406 млн
рублей, капитальные вложения— 15 271,5 млн
рублей и прочие нужды— 3 952,5 млн рублей);
– за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации— 30 602,7 млн рублей
(из них на капитальные вложения— 25 437,7
млн рублей и прочие нужды— 5 165 млн
рублей); – за счет средств внебюджетных
источников— 532,3 млн рублей (из них на
капитальные вложения— 422,3 млн рублей
и прочие нужды— 110 млн рублей).
Между
тем в России сейчас реально собирается
всего чуть больше половины выписанных
штрафов. Как отметил Кузин, такая ситуация
сложилась после принятия в 2002 году
нового КоАП, отменившего норму, при
которой до оплаты штрафной квитанции
у автомобилиста изымалось водительское
удостоверение. Если до этого собираемость
штрафов была на уровне 98%, то после она
упала до 26%. Однако как только за неуплату
снова ввели ответственность, в том числе
административный арест и двойные штрафы,
собираемость удалось увеличить до 57%.
Основной упор в борьбе за безопасность
дорожного движения будет сделан на
профилактику
Как отметил проректор
МАДИ по экономической работе и
международным связям Александр Чубуков,
на сегодня 10% бюджета благополучной
Великобритании составляют штрафы. В
России этот показатель не дотягивает
и до 0,5%.
По словам Кузина, сегодня
ГИБДД делает основную ставку на метод
электронного контроля уплаты штрафов.
По его словам, согласно имеющейся
договоренности со Сбербанком, процедура
оплаты штрафа значительно упростилась,
а подразделение получило возможность
оперативно отслеживать такую информацию.
Сегодня разработана аналогичная система
с казначейством, которая работает со
всеми банками. За счет этого в подразделении
рассчитывают поднять уровень оплаты
штрафов.
Беспредел на дорогах
Между
тем участники круглого стола сошлись
в том, что самое необходимое условие
для снижения аварийности на российских
дорогах— равенство абсолютно всех
водителей перед законом. Александр
Гуров даже обратился к СМИ за помощью
в этом вопросе.
«Помогите обществу
избавиться от прокурорского и судейского
произвола на дорогах,— попросил он.—
Сейчас их нельзя арестовать, даже если
они пьяные едут за рулем и нарушают
правила!»
Также он предложил ввести
ответственность «за наглость на
дороге».
«Стыдно за то хамство, что
творится на дорогах,— возмущен он.— Не
так страшно, когда водитель пересечет
там где-то линию, допустит маленькое
дорожное нарушение. Исследования в
Германии установили, что водитель,
беспрекословно соблюдающий ПДД, чаще
попадает в аварии, чем тот, кто позволяет
себе немного нарушать. Но за наглость,
когда он подрежет тебя как никчемный
элемент, за это надо наказывать
обязательно!»
Об агрессивном вождении
упомянул в своем выступлении и научный
руководитель НИИ транспорта и дорожного
хозяйства Михаил Блинкин. Он отметил,
что в ДТП происходит именно убийство,
несмотря на отсутствие прямого
умысла.
«За убийство на автомобиле
надо судить как за любое другое»,—
убежден он.
Плигин добавил, что
компенсации родственникам погибших на
дороге, которые выплачиваются сейчас,
в том числе по уголовным делам, являются
«циничными и ничтожными».
«Я не хочу
даже приводить их,— сказал он.— А после
этого заключаются мировые соглашения
и прекращаются уголовные дела».
По мнению Блинкина,
практику прекращения дел по примирению
сторон следует ликвидировать.
«Мирись
сколько хочешь, но все равно, если сбил
человека, должен отвечать по всей
строгости перед государством!»— считает
он.
В целом участники круглого стола
сошлись на том, что, как показала практика,
ужесточение наказания приносит лишь
хорошие плоды, и такую тенденцию стоит
сохранять и впредь.
«Мы все пытаемся
иногда перехитрить инспектора ГАИ и
аппаратуру, но в итоге обманываем лишь
себя и саму жизнь!»— напомнил собравшимся
Плигин.
|