Правительство забраковало законопроект о передаче из
ГИБДД процедуры проверки транспорта
Правительство
дало отрицательный отзыв на законопроект группы депутатов о передаче техосмотра
частным техническим центрам.
Но сама идея
переместить эту процедуру из ГИБДД в коммерческие пункты диагностики машин
остается в силе. Еще в феврале на Правительственной комиссии по обеспечению
безопасности дорожного движения первый вице-премьер правительства РФ Игорь
Шувалов поставил задачу к 2010 году подготовить соответствующие изменения в
нормативные акты. Руководство департамента обеспечения безопасности дорожного
движения взяло под козырек и приступило к разработке такого законопроекта.
Тогда же и главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов сообщил, что функция
прохождения годового техосмотра будет передана на рынок услуг. Эту процедуру
будут проводить коммерческие организации - станции по проверке технического
состояния машин. Предполагается, что они же станут оформлять все документы по
этой процедуре и выдавать талоны о прохождении техосмотра. При этом они обязаны
нести полную ответственность за техосмотр автомобиля.
При
разработке такого документа выявилось множество сложностей: например, кому
доверить техосмотр?
Автосервисам
нельзя, потому что они оказывают услуги по ремонту, а значит, могут
воспользоваться ситуацией в свою пользу. То есть выявлять якобы неполадку и тут
же за отдельную плату эту мнимую неисправность устранять. Непонятно, кому
доверить выдачу талона: самим коммерсантам или оставить это в ГИБДД. Тем более
что у коммерсантов не будет возможности проверки подлинности маркировки
автомобиля, достоверности документов и нахождения машины в розыске.
Пока ГИБДД
выявляет все подводные камни такой передачи, со своим вариантом законопроекта
выступила группа депутатов Госдумы. Они внесли в парламент законопроект
"Об обязательном техническом осмотре транспортных средств", в котором
предлагается передать техосмотр единой системе центров, в том числе и
коммерческих, прошедших специальную аккредитацию. А тарифы по законопроекту
должно регулировать правительство.
Однако в
правительстве этот законопроект не поддержали. В заключении, подписанным
руководителем аппарата правительства Сергеем Собяниным, говорится, что
предложенные меры не упрощают, а усложняют проведение техосмотра. В депутатском
проекте предусматривается совмещение функций осмотра и ремонта, что может
привести к тому, что центры будут навязывать дополнительные услуги за
дополнительную плату.
Многие
эксперты говорят, что передача этих функций от ГИБДД пойдет на руку дилерам и
автоцентрам, тем более в период кризиса. Они указывают на белые пятна в законопроекте.
Так, например, он полностью опускает вопрос о предоставлении этой услуги в тех
местах, где машин мало. Никакому автодилеру не придет в голову строить центр
диагностики в местах удаленных.
Не ясен и
еще один момент. Сейчас за выдачу талона взимается госпошлина, которая
поступает в муниципальный бюджет. Если техосмотр будет передан коммерческим
структурам, то взимать ее будет не за что.
Также по
проекту предлагается заодно передать коммерсантам проверку технического
состояния тракторов, строительной и другой самоходной техники. До сих пор этим
занимался Гостехнадзор. В этом случае цена техосмотра может вырасти в 15 - 50
раз, поскольку для проверки тяжелой спецтехники коммерсантам придется закупать
крайне дорогое оборудование и готовить с нуля специалистов такого профиля. По
законопроекту туда же должны передать и осмотр военной техники. В правительстве
отметили, что ее могут контролировать только специальные федеральные
предприятия, которые обеспечат в том числе и сохранение гостайны.
В свою
очередь департамент ОБДД направил свои предложения по реформе техосмотра на
рассмотрение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного
движения. Но комиссия пока этот вопрос не рассмотрела. Сегодня ясно одно:
техосмотр в конце концов передадут от ГИБДД специальным центрам, но когда и в
каком виде, пока неизвестно.