ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ (часть 19)
15.07.2009, 23:13
МЕТОДИКА
<*>
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОЦЕНТА ИЗНОСА ШИН ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
--------------------------------
<*> Метод согласован с НИИ шинной промышленности
Миннефтехимпрома.
П.1. Критериями износа (старения) шин являются:
- наличие повреждений и дефектов;
- срок эксплуатации;
- высота рисунка протектора.
П.2. Ресурс шины снижается, и соответственно увеличивается
процент износа:
- если поврежден борт при монтаже, до 10%;
- если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или
трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;
- при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до
25%.
Примечание. Шины с расслоением каркаса признаются изношенными на
100%.
П.3. К проценту износа, определенному по техническому состоянию,
прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.
За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально
сроку эксплуатации, до 10% ресурса.
В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до
25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного
процента износа, равного 50%.
Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в
соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.
П.4. Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой
шине (Вн) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты
протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин
легковых автомобилей - 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1,0 мм, автобусов -
2,0 мм, мотошин - 0,8 мм).
П.5. Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф)
определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х
взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить
такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении
высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный
износ.
П.6. Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по
формуле:
(Вн - Вф)
Иш = ----------- x 100%.
(Вн - Вдоп)
П.7. Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к
восстановлению, устанавливается стоимость, равная залоговой цене покрышки,
подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой
покрышки.
П.8. Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и
восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается
к стоимости вторичного сырья.
П.9. Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового
протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота
рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм - для легковых
автомобилей, 20 мм - для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость
восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс
залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем
составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.
Примечание. Мотошины восстановлению не подлежат.
П.10. При расчете износа камерных шин необходимо принимать в
расчет стоимость шины с камерой.
П.11. Пример расчета износа и стоимости шины.
Шина 165/80R13 легкового автомобиля, срок эксплуатации 2 года,
имеет повреждение борта при монтаже.
Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%.
Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7%
(пропорционально сроку эксплуатации от 10%).
Измерение высоты рисунка протектора в 4-х сечениях дало следующие
результаты:
4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3
Вф = --------------------- = 4,3
мм,
4,0
в этомслучаеизносшиныповысотерисункапротектора
составит:
(Вн - Вф)8,6 - 4,34,3
Иш = ----------- x 100 = --------- x 100 =
--- x 100 = 61%.
(Вн - Вдоп)8,6 - 1,67,0
Суммарный износ:
Иш = 10 + 7 + 61 = 78%.
Для учетаизносашинывстоимостиавтомобилянеобходимо
значение Иш
подставить в формулу в качествеодногоизслагаемых
Итр. Можно также
отдельно подсчитать стоимость шины по проценту ее
износа, т.е.:
Иш
С'ш = Цш (1 - ---) = Цш x
0,22.
100
П.12. Ниже приведены значения высоты рисунка протектора ряда
моделей шин.
ШИНЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Маркировка шины
Модель <*>
Высота рисунка
протектора, мм
155-13/6,15-13
И-151, И-Л143,
И-Л43
8,5
165-13/6,45-13
М-145, АИ-168,
168У
9,2
165/80R13
МИ-166, МИ-16
8,6
165/82R13
ИЯ-170
8,5
175/R13
ИН-251
7,0
165/70R13
Ех-85, Вли И-15
7,5
185-14/7,35-14
ИД-195, АИД-23
9,5
5,60-5(145-380)
М-59А
9,0
155/80R14
МИ-182
8,5
165/80R14
МИ-180
8,5
175/70R14
МИ-181
8,5
--------------------------------
<*> У старых моделей шин, не вошедших в таблицу, необходимо
прежде всего определить срок службы, а номинальную высоту протектора принимать
равной 10 мм.