Закись азота.
Данная статья не является
инструкцией к действию, автор нарочно не приводит никаких практических
выкладок. Это просто теория, все ваши действия – это только ваше
решение. Автор не несет никакой ответственности за результаты ваших
экспериментов. Однако, правильно собранная система никакого вреда
двигателю не принесет.
Молва людская:
Наверное
первое, что приходит в голову человеку при фразе "форсирование
двигателя”, это турбина и, конечно же, "закись” или как иногда её
называют - «нитрос». Данный вид форсирования окутан стереотипами,
предрассудками; даже те, кто устанавливал её себе, не всегда отдают
себе отчет в том, что же они делают и как оно работает; а уж те, кто
посмотрел трешевые фильмы, вроде "The Fast and the Furious 1/2/3”, тем
более уверен, что закись взрывается (При том, что она не горит). Однако
зачастую даже один вид баллона в багажнике приводит некоторых личностей
в суеверный трепет. При этом 99% уверены, что от этого мотор быстро
выйдет из строя, взорвется, "растеряет клапана” и т.д. на ваш выбор. Но
на вопрос "отчего же?”, обычно не могут дать сколь нибудь
вразумительного ответа. А без ума, как известно, можно и ...кхм...столб
погнуть.
Аксиома:
Закись азота – самый дешевый, быстрый и эффективный способ повысить термическое КПД и мощность двигателя, правда кратковременно.
История:
Оксид
азота (закись азота) в качестве ингаляционного наркоза используется и
по сей день начиная с середины 19века. Вдыхание смеси этого бесцветного
со слабым приятным запахом газа с воздухом вызывает кратковременное
состояние схожее с опьянением (Назван веселящим газом английским
химиком Х. Дэви, который, изучая на себе действие Закиси азота (1799),
обнаружил в начальной фазе возбуждение, сопровождающееся смехом и
беспорядочными телодвижениями, в последующем — потерю сознания.). Как
способ увеличения мощности применение закиси ведет историю ещё с 1912
года, когда на авиасоревнованиях «Кубок Шнайдера» некоторые пилоты
устанавливали на своих этажерках криогенные баллоны с оксидом азота –
вот вам и тюнинг. Боевое крещение системы подачи закиси прошли во время
Второй мировой, когда немецкие конструкторы первыми на некоторых
модификациях FW-190 штатно использовали данное соединение, позволявшее
кратковременно поднимать мощность авиационных моторов в полтора-два
раза и давать преимущество в воздушном бою. Однако в авиации вскоре
воцарилась эпоха реактивных двигателей и про закись забыли. А вспомнили
о ней как раз тюнеры автомобилей в 70е годы. Новая эра началась с
кустарных и не надёжных систем впрыска закиси, откуда и пошли слухи о
взрывоопасности. И вот уже в 1978 году американская компания «Nitrous
Oxide systems» впервые предложила всем автолюбителям универсальную
систему подачи N20. Потом были ZEX, Edelbrock и прочие фирмы, но смысл
был именно в промышленном масштабе и востребованности данной продукции.
Сейчас нонсенсом считается американский дрегстер на котором не
установлено системы хотя бы на 50 сил.
Химия:
Закись азота N2O — бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым вкусом.
Плотность при 0°С и 101 325 н/м2(760 мм рт. ст.) 1,9804 кг/м3, tкип — 89,5°С, tпл — 102,4°С.
Химически N2O с водой, растворами кислот и щелочей не реагирует, кислородом не окисляется.
Выше
500°C разлагается: 2N2O = 2N2 + 2O; поэтому при повышенных температурах
действует как сильный окислитель и поддерживает горение. (обратим на
это внимание)
Принцип действия системы:
1. N2O
подаётся в цилиндр, уже перемешанная с топливовоздушной смесью. При
сжатии и воспламенении топливовоздушной смеси закись азота разлагается
на азот и кислород (2N2O->2N2+2O) под воздействием температуры
(~350C). В результате высвобождается атомарный кислород, который
позволяет окислить (сжечь) дополнительное количество топлива.
Кислорода, содержащегося в N2O, в 1.6 раза больше, чем в воздухе (по
массе).
2. Кроме того, азот, который так же высвобождается, работает как антидетонатор, не давая процессу горения идти лавинообразно.
3.
Закись хранится в баллоне в сжиженом состоянии. Высвобождаясь при
расжирении, начинает кипеть, резко охлаждаясь. А поскольку Тпл и Ткип
рядышком, то, едва вскипев, замерзает и переходит в твердое состояние и
летит дальше в виде кристаллов (снега). Стремительно отбирая тепло у
окружающей среды, система работает как интеркулер на наддувных
двигателях (резкое понижение температуры смеси в коллекторе даёт
увеличения потока топливовоздушной смеси и, собственно, плотности
заряда).
Важно:
Топливновоздушная смесь сгорает
максимально эффективно при определенном соотношении топлива и
окислителя (стехиометрическое отношение – такое соотношение топлива и
окислителя, при котором данная смесь сгорает полностью и без остатка)
требуемого для данного типа топлива. Если мы добавляем больше
окислителя, то необходимо пропорционально подавать больше топлива,
иначе смесь неизбежно обеднится, будет перегрев двигателя, детонация,
которая, к слову, в случае с закисью очень опасна: пара "хороших
стуков” и к примеру поршень вполне может лишиться колец с перегородками
или мы увидим «руку дружбы» в виде сломанного шатуна в дыре блока
цилиндров. В то же время, подача закиси без доптоплива вообще даст
легкую прибавку, возможно даже без детонации, а при увеличении дозы
оной и при появлении детонации мотор начнет "тупить” и глохнуть.
Системы:
И раз мы затронули дополнительное топливо, то неплохо разобраться с типами систем.
Основное
подразделение идёт на системы подачи N2O в цилиндры в газообразном или
жидком виде. Первые системы более просты и маломощны(до 50сил в
зависимости от объёма двигателя), их как раз и выпускают многие фирмы.
Не понимаю только за что они берут такие деньги за баллон, пару метров
шланга и проводов с кнопкой, но это дело престижа и бренда. Вторые же
серьёзны, предназначены они для повышения мощности в разы, стоят
значительно дешевле, проще в реализации и схемотехнике и надежны.
В
основе своей разговор пойдёт о втором типе систем как наиболее
приемлемом для русского сердца: раз играть, то по полной, нам же не
нужны полумеры. Хотя при правильной постройке и настройке, а мы будем
говорить о собственноручном изготовлении, мотор проживёт достаточно
долго.
Далее системы делятся на "сухие” и "мокрые” вне зависимости от агрегатного состояния закиси азота подаваемой в коллектор.
"Сухая”
система является самой дешёвой и простой, закись подаётся одной
форсункой в коллектор, качество смеси регулируется возможностями
карбюратора или штатных мозгов и форсунок и говорить о доптопливе в
виде спиртов или газов нет возможности (разумеется, если только они не
являются основным топливом). Система неуправляема, её можно только
включить и выключить. Есть шанс выйти за пределы штатных возможностей
топливоподачи и обеднить смесь, что не есть хорошо для мотора.
"Мокрая”
система, в которой закись подаётся также как в «сухой», но
дополнительно происходит подача топлива с помощью отдельной форсунки,
что позволяет избегать появления детонации и достичь максимальных
показателей для этого типа впрыска. Подача может осуществляться из
дополнительного бака механически. Есть возможность использовать в
качестве доптоплива бензины, спирты и даже газы с более высоким
октановым числом.
Отдельная песня это многоточечный впрыск
или direct port. Закись впрыскивается в каждый цилиндр в
непосредственной близости от впускного клапана. Более точная и
правильная система.
Как и договорились, подачу закиси газом
далее вообще рассматривать не будем. Хотя нет, обосновать все-таки это
нужно. Газ сам по себе занимает объем, лишнее пространство в цилиндре.
Есть разница, пропихнуть 1см3 жидкости или 1см3 газа? А сколько в итоге
газа окажется в цилиндре? В случае с жидкостью – больше. Это раз.
Во-вторых, жидкость при нагревании начинает кипеть, отбирая тепло у
деталей КС, поршней, цилиндров. Химия... Надеюсь, теперь меньше будут
упираться рогом, доказывая, что газовая подача закиси это
суперправильно, а "жидкость убивает мотор”.
Так как в
обычной одноуровневой системе в единицу времени поступает одно и то же
количество газа, то и прирост мощности всегда будет одинаковым при
одном и том же кол-ве газа, поступающего в коллектор. НО.
Пусть
за 1с в коллектор поступает 14гр закиси (жиклер 0.7мм). при этом
обороты двигателя равны 6000об/мин. Тогда количество тактов всасывания
равно Tвсас = 200 тактов всасывания в секунду, тогда в каждый цилиндр
попадает 14гр/200=0,07гр за один такт. При этом прибавка крутящего
момента будет, к примеру, Х. Ежели обороты будут, к примеру, 600об/мин
(холостой ход), то за один такт всасывания в цилиндр будет всасываться
14гр/20=0,7гр. И прибавка момента будет уже не Х, а 10Х!!!!!!! Таким
образом, прибавка мощности будет одинаковой, а вот прибавка крутящего
момента обратно пропорциональна оборотам двигателя. Именно поэтому
необходимо включать закись только после определенных оборотов, иначе
это может привести к поломке поршней, шатунов или коленвала. Второй миф
– о взрывающихся двигателях. Как известно, без ума можно и...что-то
сломать. Ведь можно подать в двигатель 20гр/сек, а можно 120гр/сек. При
этом мотор не успеет развить даже критического для него крутящего
момента – его убьет детонация. Поэтому необходимо расчитать необходимый
поток закиси. Для этого используется тарированый жиклер, установленный
после (фактически сразу на нем) электромагнитного клапана. В
зависимости от диаметра жиклера изменяется количество закиси,
проходящей в единицу времени через магистраль. Жиклер должен быть
тщательно подобран и, в зависимости от его диаметра, должно быть
подобрано количество доптоплива, поступающего в двигатель, в частности,
для "сухой” системы. Опытным путем установлено, что вывереный, пролитый
жиклер 0.7мм дал расход закиси 14гр/сек при давлении 52атм.
В
общем случае, Добавочная мощность, при использовании закиси (в л.с.),
при давлении 52атм. = D^2*const, где const = 70, а D = диаметр жиклера
на
самом деле все очень сильно зависит от способа доставки закиси, её
качества; от того, насколько она успела испариться, от кол-ва
доптоплива, его октанового числа. Но в среднем, при 40гр/сек прибавка
получается в районе 100сил. Нужно чтобы жиклер был ОЧЕНЬ тчательно
подобран, пролит, а закиси должна подаваться жидкой, газ это уже не то.
Количество
доптоплива (бензина), которое должно поступать в двигатель должно иметь
соотношение 8.5:1, елси это бензин и 6:1 если спирт.
Повредит ли закись двигатель?
Смысл
в том, что необходимо подбирать конкретный тип и уровень закиси под
каждый конкретный двигатель. Стандартные детали имеют некоторый запас
прочности, но если его превысить, то сами понимате... Для большей
эффективности нужно улучшать КШМ, впуск/выпуск и т.д.
Сколько добавится "кобыл”?
Все зависит от вашего двигателя, типа системы, колес, КПП и т.д.
На сколко хватает баллона?
Опять же, все зависит от того, как вы построили закись. Вы легко все можете посчитать сами исходя из таблицы.
Когда лучше всего включать?
Только с открытым дросселем после 3000 об/мин.
Придется переделывать мой карбюратор/перепрошивать ЭБУ?
Нет, система подачи закиси со своей системой приготовления топливнозакисной смеси.
Конечно, если у вас не "сухая” система.
Закись горит/взрывается?
Нет, закись не горит сама по себе. Однако, кислород, содержащийся в закиси позволит сгорать большему количеству топлива.
Повреждает ли закись катализатор/катколлектор?
Нет,
несколько возросшее содержание кислорода в выхлопе увеличит
эффективность катализатора, а возросшие температуры будут только в
течение 15-20сек, что не критично.
Какие распредвалы лучше использовать с закисными системами?
Это индивидуально.