ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ (часть 2)
12.07.2009, 21:30
подразделения системы МВД
России и после рассмотрения направляются в дежурную часть органа внутренних дел
для регистрации. В учетные формы подразделения делопроизводства вносятся только
сведения о номере и дате их регистрации в дежурной части органа внутренних дел.
24. Перед вскрытием почтового
отправления <1> работниками подразделения делопроизводства проверяется
правильность его адресования. Ошибочно присланные письма возвращаются на почту
невскрытыми.
--------------------------------
<1> Далее -
"конверт(ы)".
Все конверты, направленные
гражданами в адрес подразделения системы МВД России, в том числе адресованные
конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат вскрытию с
соблюдением Правил работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на
содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей
(приложение N 1).
При обнаружении подозрительного
конверта составляется акт (приложение N 2).
25. После вскрытия конверта
проверяется наличие в нем письменных вложений. Конверт хранится вместе с
обращением в течение всего периода его рассмотрения, после чего уничтожается.
Конверты обращений, ответ по которым не дается, то есть в случаях,
предусмотренных пунктами 43 и 87 настоящей Инструкции, не уничтожаются и
хранятся вместе с обращениями в накопительном деле.
26. Если в конверте отсутствует
письменное вложение либо обнаружилась недостача упоминаемых автором или описью
документов, составляется акт, который оформляется в соответствии с правилами
делопроизводства, установленными нормативными правовыми актами МВД России
<1>, в учетные формы вносятся соответствующие отметки.
--------------------------------
<1> Далее - "правила
делопроизводства".
27. Регистрация обращений
ежегодно начинается с номера 1.
28. При регистрации обращения
на лицевой стороне первого листа указывается дата поступления и регистрационный
номер подразделения системы МВД России. Если обращение поступило из
организации, то указанные реквизиты проставляются на сопроводительном письме.
29. Учет обращений
осуществляется при помощи карточек учета письменных обращений (приложение N 3)
или журнала учета письменных обращений граждан (приложение N 4), либо
автоматизированной информационной системы. Картотека или журнал учета
письменных обращений оформляются, ведутся и хранятся в соответствии с правилами
делопроизводства.
30. При ведении картотечного
или журнального учета перед порядковым номером проставляется первая буква
фамилии автора обращения (например, В-101). Регистрационный номер может быть
дополнен другими буквенными или цифровыми обозначениями, обеспечивающими
систематизацию, поиск и анализ обращений (например, 5/Б-2022, где 5 - номер
подразделения, или 46-Р-31, где 46 - код исполнителя).
31. Обращение гражданина,
поступившее в подразделение системы МВД России с сопроводительным документом от
должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления,
учитывается по фамилии гражданина, с указанием фамилии должностного лица,
направившего обращение, в графе "Примечание" учетной формы. При
ведении автоматизированной информационной системы указываются фамилии
гражданина и должностного лица, направившего его обращение.
32. В ходе рассмотрения
обращения вся переписка по нему, в том числе при движении обращения внутри
подразделения системы МВД России, ведущего самостоятельное делопроизводство,
осуществляется за одним номером, присвоенном ему при регистрации. В учетные
формы вносятся соответствующие сведения. Так, например, в ходе рассмотрения
жалобы Сидорова, направленной из прокуратуры и зарегистрированной под номером
С-12 от 03.07.2006, запрос в архив направляется под этим же номером С-12 от
12.07.2006, о чем делается отметка в учетной форме. Сидорову после разрешения
его жалобы направляется ответ под номером С-12 от 17.07.2006 и под этим же
номером при необходимости информируется прокуратура.
33. Картотека учета письменных
обращений формируется из отдельных групп карточек, каждая из которых
соответствует определенной букве алфавита - первой букве фамилии автора
обращения. В каждой группе карточки располагаются в хронологическом порядке, за
исключением карточек повторных, аналогичных и многократных обращений, каждая из
которых прикладывается к карточке ранее поступившего (первого) обращения. Если
карточка первого обращения находится в картотеке прошлого года, на карточке повторного
обращения делается ссылка на ее номер. Нумерация обращений в каждой группе
начинается с номера 1.
34. Журнал учета письменных
обращений граждан делится на разделы, каждый из которых соответствует
определенной букве алфавита - первой букве фамилии автора обращения (алфавитный
журнал). Нумерация обращений в каждом разделе начинается с номера 1.
35. Карточки или журнал
заполняются четко и разборчиво. Записи производятся ручкой, без сокращений.
Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются и удостоверяются
подписью сотрудника подразделения делопроизводства.
36. При использовании
автоматизированной информационной системы обращения регистрируются в
хронологическом порядке.
37. Автоматизированная
информационная система должна обеспечивать проверку обращений на повторность,
надежное хранение не менее пяти лет всех без исключения сведений об обращениях,
перечисленных в пункте 38 настоящей Инструкции, а также подсчет и обобщение
статистических данных.
38. Основными сведениями об
обращении, подлежащими обязательному учету, являются:
38.1. Дата регистрации.
38.2. Регистрационный номер.
38.3. Сведения о повторности
или многократности обращения.
38.4. Фамилия и инициалы автора
обращения, его адрес, название организации, исходящий номер и его дата.
38.5. Краткое содержание
обращения.
38.6. Фамилия и резолюция
руководителя, рассмотревшего обращение, название подразделения и (или) фамилия
лица, ответственного за рассмотрение обращения <1>.
--------------------------------
<1> Далее -
"исполнитель".
38.7. Дата и результаты
рассмотрения обращения.
38.8. Сведения об осуществлении
контроля.
38.9. Сведения о месте хранения
материалов рассмотренного обращения.
39. В учетных формах
предусматривается графа "Примечание" для внесения дополнительных
сведений об обращении.
40. Сведения о сути обращения и
результатах его разрешения, внесенные в учетные формы, должны быть конкретными
и носить информативный характер.
41. Коллективное обращение, то
есть обращение, подписанное двумя и более авторами, а также бесфамильное
обращение, поступившее от имени администрации предприятия или общественной
организации конкретного предприятия, учреждения (заведения), регистрируется в
общем порядке, в учетные формы вносятся первые две-три разборчиво указанные
фамилии, первой указывается фамилия того автора, в адрес которого просят
направить ответ. Учет производится по его фамилии. В учетных формах в графе
"Примечание" проставляется отметка "коллективное" и
указывается общее количество обратившихся граждан. Бесфамильные коллективные
обращения регистрируются по названию организации, предприятия, учреждения
(заведения), откуда они поступили.
42. Аналогичное обращение, то
есть второе (и последующее) обращение гражданина по одному и тому же вопросу,
при условии, что срок рассмотрения первого обращения еще не истек, в том числе
копия обращения этого гражданина, поступившая из другого государственного
органа или органа местного самоуправления, регистрируется в порядке,
предусмотренном настоящей Инструкцией, и приобщается (направляется исполнителю)
к материалам первого обращения. В учетные формы вносятся только сведения об
авторе обращения, откуда оно поступило, а в графе "Примечание"
указывается: "аналогичное к N __ от ___________ 20__ г.".
43. Анонимные обращения, то
есть письменные обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый
адрес, по которому должен быть направлен ответ, регистрируются и учитываются в
отдельной группе карточек учета письменных обращений или в отдельном разделе
журнала учета письменных обращений, а при использовании автоматизированной
информационной системы - под индексом "ан" (например, ан-45),
рассматриваются руководителем подразделения системы МВД России, его
заместителем или иным уполномоченным руководителем структурного подразделения
<1> и списываются в накопительное дело с материалами по обращениям
граждан. Ответ по анонимным обращениям не дается.
--------------------------------
<1> Далее -
"руководитель подразделения системы МВД России".
Анонимные обращения, содержащие
сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии,
а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат
направлению в подразделение системы МВД России или другой государственный орган
в соответствии с их компетенцией, о чем в учетных формах делается
соответствующая отметка.
44. Если анонимное обращение
направлено в подразделение системы МВД России из государственных органов и
органов местного самоуправления, в графе "Примечание" учитывается
фамилия должностного лица, подписавшего сопроводительный документ. О принятом
решении по такому обращению при необходимости информируется направившее его
должностное лицо.
45. Обращения, некорректные по
содержанию, то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные
выражения, или обращения, некорректные по изложению, то есть лишенные логики и
смысла, а также текст которых не поддается прочтению, регистрируются в порядке,
предусмотренном настоящей Инструкцией.
46. Для приема обращений в
форме электронных сообщений (Интернет-обращений) применяется программное
обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов,
необходимых для работы с обращениями. Интернет-обращение распечатывается,
дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в порядке,
установленном настоящей Инструкцией.
IV. Рассмотрение письменных обращений граждан
47. Обращение, поступившее в
подразделение системы МВД России в соответствии с его компетенцией, подлежит
обязательному рассмотрению <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 9 Закона.
48. Зарегистрированные и
учтенные обращения для принятия решения докладываются подразделением
делопроизводства руководителю подразделения системы МВД России. При
необходимости руководитель подразделения системы МВД России может обеспечить
рассмотрение обращения с выездом на место <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 9
Закона.
49. По обращению, относящемуся
к компетенции подразделения системы МВД России, принимается одно из следующих
решений:
49.1. Принять к рассмотрению.
49.2. Направить для
рассмотрения в подчиненное подразделение по подведомственности или
территориальности, о чем уведомляется автор обращения.
49.3. Приобщить аналогичное
обращение к материалам проверки по первому обращению.
49.4. Не проводить проверку по
обращению, если оно признано анонимным, некорректным по содержанию или
изложению, а также многократным, то есть содержащим вопрос, на который автору
неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее
направляемыми обращениями и в котором не приводятся новые доводы или
обстоятельства.
50. Решение по обращению должно
быть принято в течение семи дней с даты регистрации до даты получения обращения
непосредственно исполнителем.
51. Обращение, содержащее
вопросы, решение которых не входит в компетенцию подразделения системы МВД
России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в
компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При этом
гражданин письменно уведомляется о переадресации его обращения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 8
Закона.
52. Если решение поставленных в
обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов,
органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращений в течение
семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие государственные
органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, о чем
уведомляется гражданин, направивший обращение <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 8
Закона.
53. Подразделение системы МВД
России при направлении обращения на рассмотрение в другой государственный
орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае
необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы
и материалы о результатах рассмотрения обращения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 8
Закона.
54. Запрещается направлять
обращение на рассмотрение в подразделение системы МВД России, иной
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу,
решение или действие (бездействие) которых обжалуется <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 8
Закона.
55. Если в соответствии с
запретом, предусмотренным пунктом 54 настоящей Инструкции, невозможно
направление жалобы на рассмотрение в подразделение системы МВД России, иной
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в
компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба
возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее
решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд <1>.
--------------------------------
<1> Часть 7 статьи 8
Закона.
56. Обращение, в котором
обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с
разъяснением порядка обжалования данного судебного решения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 11
Закона.
57. Повторные и многократные
обращения докладываются руководителю подразделения системы МВД России с
приложением материалов проверок по предыдущим обращениям либо отдельной справки
о результатах предшествующих проверок.
58. Не считается многократным
повторное обращение, то есть поступившее от одного и того же лица по одному и
тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный
законодательством срок рассмотрения или автор не согласен с принятым по его
обращению решением. Не считаются повторными обращения одного и того же автора
по разным вопросам. Руководитель подразделения системы МВД России обязан
тщательно разобраться в обстоятельствах и причинах поступления повторного
обращения и принять соответствующие меры.
59. Запрещается направлять
повторные обращения в подчиненные подразделения системы МВД России.
60. По многократному обращению
руководителем подразделения системы МВД России принимается решение о
безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по
данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее поступившие
обращения направлялись в одно и то же подразделение системы МВД России или
одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин,
направивший обращение <1>. Переписка возобновляется, если основания, по
которым она была прекращена, устранены.